Новости ОКЮР
Принят Законопроект «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Государственной Думой Российской Федерации 26 июля 2018 года в третьем чтении принят проект Федерального закона № 455221-7 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». http://sozd.parliament.gov.ru/bill/455221-7.
Законопроект развивает правовые рамки регулирования таможенных правоотношений, заданные Таможенным кодексом ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2018 года.
Работа над законопроектом велась деловыми кругами и ассоциациями совместно с представителями Минфина России и ФТС России около полутора лет. В процессе взаимодействия с ФТС России и Минфином России в законопроекте удалось отразить достигнутые ходе совместной работы договоренности.
При разработке законопроекта основной задачей сторон являлось упрощение таможенных процедур и снижение издержек деловых кругов при осуществлении трансграничной торговли без понижения эффективности функционирования таможенных органов.
Исходя из этих принципов, в законопроекте реализованы, например, следующие возможности, предоставленные ТК Союза, направленные на совершенствование таможенного администрирования и упрощение совершения таможенных операций:
- приоритет над оформлением в бумажном виде отдан электронным технологиям;
- переход на новый общий порядок уплаты и учета платежей через личный кабинет и лицевой счет плательщика; расширены возможности для применения авторегистрации и автовыпуска таможенных деклараций (автоматизация таможенных операций позволит сократить сроки операций и издержки участников ВЭД);
- установлены базовые сроки проведения таможенных экспертиз (4 месяца) и камеральных таможенных проверок (90 дней);
- дана возможность представления возражений со стороны проверяемых лиц на выводы таможенных органов по результатам таможенных проверок (по аналогии с нормами налогового законодательства);
- предложено реализовать возможность принятия предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, что в будущем, по мере развития данного института позволит сократить судебные разбирательства с таможенными органами по вопросам определения таможенной стоимости;
- определены условия освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей добросовестными участниками ВЭД (независимо от присвоенного декларантам уровня риска – низкий, средний, высокий);
- определены условия, при которых таможенный представитель может использовать часть своего собственного обеспечения в счет исполнения обеспечения своих клиентов по конкретной таможенной декларации. Это также приведет к снижению издержек, связанных с таможенным декларированием;
- предоставлена возможность участникам ВЭД не направлять документы в связи с повторными запросами таможенных органов после выпуска товаров;
- сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения товаров и о классификации товара до 60 календарных дней.
Безусловно, многое будет зависеть от того, каким образом будет выстроено подзаконное регулирование и складываться правоприменительная и судебная практика, каким образом судами, и правоприменителями будут толковаться те или иные нормы Закона.
Также предстоит продолжить серьезную работу в направлении имплементации положений ТК Союза через отсылочные нормы к решениям ЕЭК, а также имплементации положений федерального закона в подзаконное, ведомственное, которое (регулирование) также сможет оказать существенное влияние на формирование практик таможенного администрирования и условия ведения предпринимательской деятельности.