Новости ОКЮР
ФАС России прислушивается к юристам бизнеса: пятый антимонопольный пакет становится лучше
Актуализированная версия Пятого «цифрового» антимонопольного пакета представлена бизнесу на заседании под председательством заместителя ФАС России Сергея Пузыревского в ФАС России 2 июля 2018 года. В заседании приняли участие Александра Нестеренко, президент ОКЮР, и члены ОКЮР и, а также члены совместной рабочей группы ФАС России и Института права и развития ВШЭ-Сколково, разрабатывающие документ.
Ранее ОКЮР направлял разработчикам документа свои замечания и предложения, с которыми ФАС России согласился в текущей версии законопроекта.
Из документа исключили следующие нормы:
- отмену иммунитетов на результаты интеллектуальной деятельности (далее – РИД) в ст. 10 и 11;
- запрет для доминирующих компаний отказывать в доступе к данным о потребителях;
- новое определение «соглашение» - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, в том числе, когда из поведения лица явствует его воля на достижение договоренности и ее реализацию;
- приостановление сроков рассмотрения ходатайств по сделкам экономической концентрации при запросе дополнительных сведений и проведении анализа товарного рынка до 9 месяцев;
- при привлечении к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением и заключение антиконкурентного соглашения, использование ценового алгоритма отнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам;
- административная ответственность за повторное невыполнение предписания, решения ФАС России о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа, или решения и предписания по сделкам экономической концентрации о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством действий, направленных на обеспечение конкуренции в виде штрафа в размере от 1% до 15% от выручки товара на рынке, где совершено нарушение.
Также скорректировали/дополнили следующие нормы:
- ввели показатель в 35% для определения доминирующей компании, которая владеет цифровой платформой и установили порог свыше 400 млн. рублей;
- дополнили, что координация по ч.5 ст. 11 может быть признана допустимой;
- введение института «доверенное лицо», которое будет выполнять контроль и мониторинг за выполнением предписания, будет осуществляться с согласия лица, которое обращается с ходатайством по сделке экономической концентрации;
- продление до 3-х лет срока рассмотрения ходатайств по сделкам экономической концентрации с согласия Правительства Российской Федерации в случае, если сделка носит трансграничный характер, т.е. выходит за пределы Российской Федерации;
- включили норму, что по сделкам экономической концентрации ФАС России будет готовить заключение по обстоятельствам ходатайства (в результате введения этой нормы - у бизнеса появится правовая определенность);
- включили норму, что до принятия решения по сделке экономической концентрации заявитель вправе предоставить в ФАС России обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции;
- при неисполнении предписания об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции, выданного при согласовании сделки экономической концентрации, ФАС России наделяется полномочиями: 1) обратиться в суд за разрешением использовать на территории Российской Федерации РИД, принадлежащих лицу, которому было выдано предписание (если предписание было связано с осуществлением таким лицом исключительных прав на РИД). 2) обратиться в суд за запретом на территории Российской Федерации оборота товаров, которые производит и продает лицо, которому было выдано предписание – норму дополнили оговоркой: если неисполнение приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Работа над 5-м антимонопольным пакетом продолжается.