Новости ОКЮР
Позиция ОКЮР по вопросам конкуренции в сфере телекоммуникаций представлена на заседании Комиссии по конкурентному праву и антимонопольному законодательству
27 июня 2017 года в 14.00 состоялось заседание Комиссии по конкурентному праву и антимонопольному законодательству АЮР.
Заседание проходило под председательством заместителя руководителя ФАС России Сергея Пузыревского, который в своем вступительном слове дал краткий обзор правовых инициатив антимонопольной службы, отметив, в частности, активную работу над законопроектом по антимонопольному комплаенсу, а также финальный этап доработки проекта указа, которым будет утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации.
Помощник руководителя ФАС России Сергей Максимов выступил с докладом о методологических подходах к прогнозированию развития конкуренции в современных условиях. Докладчик выделил основные принципы прогнозирования развития конкуренции, такие, как системность, согласованность, вариативность, непрерывность, верифицируемость и рентабельность, а также основные методы прогнозирования – фактографические и экспертные. Особое внимание было уделено необходимости предварять научным прогнозом любое планирование. Систематическое прогнозирование необходимо также на всех этапах реализации уже принятого плана или программы. В докладе были высказаны рекомендации о целесообразности создания в структуре ФАС России специального подразделения, основной задачей которого является разработка общего и отраслевых прогнозов и о внесении изменений законодательство с целью создания правовых и ресурсных гарантий обязательного составления стратегического и иных прогнозов развития конкуренции.
Координатор экспертного направления ОКЮР Елена Войниканис представила позицию Объединения Корпоративных Юристов. Она рассказала о правовых проблемах, связанных с развитием конкуренции на рынке услуг связи: об обеспечении доступа операторов связи в многоквартирные дома и о развитии конкуренции на рынке услуг телерадиовещания.
Проблема обеспечения доступа операторов связи заключается в том, что, в соответствии с действующим законодательством для оказания услуг связи (доступа к Интернету, цифрового телевидения), кому-либо из жильцов дома, оператор связи должен предварительно организовать общее собрание. На практике собрать как минимум 2/3 жильцов на общее собрание крайне сложно. Такое, казалось бы «техническое» препятствие, приводит к негативным последствиям для конкуренции. Проблема обсуждается достаточно давно и каждый раз проходит один и тот же «цикл»: обсуждение и признание актуальности проблемы, разработка законопроекта и, наконец, отказ от законодательных изменений из-за несоответствия положения Гражданского кодекса и Жилищного кодекса. Последний такой цикл завершился в 2016 году, когда на законопроект Минкомсвязи России были получены отрицательные заключения от Минэкономразвития и Исследовательского центра частного права при Президенте РФ. Хотя разработанный Министерством законопроект имеет свои недостатки, поступившие критические замечания сложно признать справедливыми. Основные идеи, заложенные в законопроекте, уже реализованы в Директиве Европейского союза о мерах по сокращению расходов на развертывание сетей широкополосного доступа. Принятая в 2014 году директива уже имплементирована в национальное законодательство всех стран-членов Европейского союза. Так, согласно Директиве, все новые и реконструируемые многоквартирные дома должны быть оборудованы инфраструктурой для размещения точек доступа. Каждый оператор услуг общедоступной электросвязи имеет право доступа к любой внутридомовой инфраструктуре за исключением случаев, когда удвоение сети ШПД является технически невозможным или экономически неэффективным. Наконец, при отсутствии внутри здания необходимой инфраструктуры, каждый оператор связи имеет право, при условии наличия согласия со стороны абонента и при условии минимизации воздействия на частную собственность третьих лиц, за свой счет разместить в доме телекоммуникационное оборудование. Таким образом, страны Европейского союза смогли устранить дискриминацию и обеспечить конкуренцию операторов связи, не нарушая принципов права, т.к. право собственности было ограничено в пользу публичных интересов, в целях обеспечения граждан ЕС высокоскоростным доступом в Интернет и повышения экономической эффективности развертывания сетей связи нового поколения. Докладчик рекомендовала вернуться к вопросу о внесении изменений в ФЗ «О связи» и Жилищный кодекс.
Что касается услуг связи для целей телерадиовещания, Елена Войниканис обратила внимание на то, что в России реализована нестандартная модель перехода на цифровое телевидение, подразумевающее создание естественной монополии. В соответствии с ФЗ «О связи» любой оператор связи, оказывающий услуги связи для целей телевизионного вещания обязан осуществлять трансляцию обязательных общедоступных телеканалов за свой счет, без взимания платы с абонентов или вещателей. Данная обязанность операторами соблюдается. Проблема заключается в требовании обязательного присоединения операторов к сети РТРС и в том, как конкретизировано данное требование на уровне подзаконных актов. Сегодня условия присоединения сформулированы таким образом, что операторы связи, уже доставляющие телесигнал своим абонентам и соблюдающие требования по качеству сигнала, вынуждены для исполнения формальных требований закона достраивать свои сети, чтобы присоединиться к сети РТРС. По статистике достраивать приходится от 2 до 20 и более километров. Для крупных операторов затраты на строительство дополнительных линий связи являются большими, но реальными. Для мелких операторов такие затраты – непосильны и разорительны, приводят к закрытию компаний. Источник описанной проблемы в правовых нормах, определяющих правила оценки наличия технической возможности присоединения. В действующей редакции Приказа Минкомсвязи России № 326 устанавливаются всего два условия для определения технической возможности. Оба условия сформулированы таким образом, что в первую очередь оценивается техническая возможность сети связи РТРС, а техническая возможность и финансовые затраты присоединяемого оператора связи практически не учитываются. Вызывает беспокойство также закрытая информация о точках присоединения к сети РТРС. Отсутствие информации не позволяет операторам связи прогнозировать финансовые затраты. Проблемы возникают также с необходимостью соблюдения требований к качеству звука и изображения обязательных общедоступных телеканалов, установленных Приказом Минкомсвязи от 01.09.2015 №327. В Приказе зафиксированы конкретные технические параметры, однако указание на конкретные параметры не может гарантировать качество звука и изображения для конечного потребителя. Итоговое видеоизображение даже при соблюдении данных параметров может содержать различные виды искажений. С другой стороны, современные технологии сжатия позволяют обеспечить необходимое качество изображения при скоростях меньше, чем 3 Мб/сек. С точки зрения абонента, важен не формат сжатия или скорость потока, а конечный результат – качество изображения. Для обеспечения конкуренции, в особенности на телекоммуникационных рынках, крайне важен принцип технологической нейтральности. Это справедливо, как в отношении качества звука и изображения, так и в случае, когда речь идет о конкуренции технологий доставки сигнала до потребителя. Например, в 2014 году Европейская комиссия признала незаконным финансирование Испанией перехода на цифровое эфирное телевидение в отдаленных районах страны из-за нарушения принципа технологической нейтральности. Дело в том, что решение центральной власти о финансировании из госбюджета строительства сетей цифрового эфирного телевидения заставило местные власти расторгнуть договор с оператором спутникового телевидения, готовым оказывать аналогичные услуги. В качестве вывода докладчик подчеркнула, что модернизация действующего российского регулирования услуг связи для целей телерадиовещания должна строиться на принципах: технологической нейтральности и интересах конечного потребителя, однако ближайшая задача – это корректировка подзаконных актов (приказов Минкомсвязи). Участники заседания высказали ряд критических замечаний, однако основные тезисы доклада представителя ОКЮР Елены Войниканис в целом получили одобрение.