Новости ОКЮР
Президиумом ФАС России приняты первые Разъяснения, подготовленные совместной рабочей группой ОКЮР и ФАС России
В марте 2016 года на Антимонопольном Форуме Объединения Корпоративных Юристов И.Ю. Артемьев предложил НП «ОКЮР» вместе с ФАС России поработать над новыми Разъяснениями ведомства по наиболее спорным вопросам применения антимонопольного законодательства.
Формат ОКЮР – ФАС России – это оптимальная для реализации такого подхода площадка. Когда юристы, представляющие субъекты регулирования, и регулятор получают возможность определить оптимальный режим и фокус правоприменения таких специальных норм, исходя из баланса интересов всех участников рынка: потребителя, бизнеса и регулятора.
А.К. Нестеренко, президент ОКЮР, и А.В. Молчанов, начальник правового управления ФАС России, возглавили рабочую группу по подготовке Разъяснения. Больше всего вопросов вызывало применение ст. 10 Закона о защите конкуренции. В ходе работы над этими Разъяснениями из него выделили Разъяснения о применении ст. 9.21 КоАП РФ (в ее соотношении с положениями ст. 14.31 КоАП РФ).
Так, несмотря на то, что Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 250-ФЗ внес значительную определенность в вопрос соотношения норм ст. 9.21 и 14.31 КоАП, возникла потребность в конкретизации ряда важных, но нигде не озвученных аспектов применения усовершенствованных норм данных статей.
В частности, к таким важным аспектам отнесены:
- определение состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.21 КоАП;
- подтверждение специального характера норм ст. 9.21 по отношению к ст. 14.31 КоАП;
- описание нюансов применения ст. 9.21 КоАП при привлечении к ответственности владельцев электросетевого хозяйства за препятствование перетоку электроэнергии;
- определение порядка исчисления срока давности привлечения к административной ответственности на основании ст. 9.21 КоАП;
- констатация невозможности изменения квалификации деяния с административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 на правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.21 КоАП;
- идентификация правового статуса потерпевшего от административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП.
Разработанные Разъяснения в полной мере устраняют имеющиеся регуляторные пробелы.
Разъяснения являются примером правильного тренда по переходу от «обобщающего» подхода регулирования деятельности субъектов естественных монополий к «специальному», исходя из специфики регулируемых правоотношений. Этот подход характеризуется тем, что на уровне законодательства устанавливаются специальные нормы регулирования, которые с учетом специфики регулируемых отношений и рынков, имеют специальный объектный и субъектный приоритет над общими нормами. Но само по себе введение таких специальных норм – не является достаточным. Необходимо внедрять этот подход на практике; важно, чтобы нормы из спящих и бланкетных внедрялись в правоприменение. И новые Разъяснения – как раз прекрасный пример того, как законодательные новшества находят свое отражение и развитие на практике, как реализуются в ней.
30 ноября 2016 года Президиум ФАС России одобрил первые Разъяснения о применении ст. 9.21 КоАП РФ (в ее соотношении с положениями ст. 14.31 КоАП РФ), подготовленные ФАС России и ОКЮР. На заседании от ОКЮР выступили А.К. Нестеренко и Д.А.Тимофеев, директор по правовым и корпоративным вопросам «Росводоканал». Они подчеркнули, что принятие данных Разъяснений значительно повысит правоприменительную определенность и, как следствие, - качество регуляторной среды деятельности как потенциальных субъектов нарушения ст.9.21 КоАП, так и лиц, заинтересованных в доступе к соответствующей инфраструктуре.
В подготовку Разъяснений значительный вклад внёс А.Д. Жанэ, начальник управления правового обеспечения операционной деятельности ПАО «Т Плюс».