Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Новости ОКЮР

Насколько необходим экономический анализ для эффективного антимонопольного регулирования?

7 июня в Аналитическом центре при Правительстве РФ прошел круглый стол на тему «Экономический анализ в сфере применения антимонопольного законодательства». Круглый стол можно с уверенностью охарактеризовать как мероприятие одновременно научное и практическое. Со стороны Объединения Корпоративных Юристов в круглом столе приняла участие ведущий эксперт ОКЮР Елена Войниканис.

Эксперт Аналитического центра Елена Паршина основное внимание в своем докладе уделила проблемному вопросу о том, что может стимулировать антимонопольное ведомство к проведению экономического анализа. По мнению докладчика, действующие показатели эффективности (КПЭ) (минимальное количество решений ФАС, отмененных судами; исполнимость решений ФАС; место в международных рейтингах) стимулируют ФАС проводить экономический анализ только косвенно. Вопрос о том, должны ли КПЭ создавать условия, при которых экономический анализ становится необходимой составляющей применения антимонопольного законодательства, остается открытым. Соотнесение положительного эффекта от экономического анализа и понесенных издержек является непростой задачей. Кроме того, до сих пор не решена проблема финансирования проведения экономического анализа.

Доклад профессора Афинского университета экономики и бизнеса Яниса Катсулакоса был посвящен роли экономического анализа в практике конкурентного права. Не отрицая позитивной роли, которую играет экономический анализ в сфере защиты конкуренции, профессор Катсулакос попытался предложить ответ на более актуальный вопрос, а именно – какие факторы в действительности, в реальной практике определяют пределы применения экономического анализа антимонопольных органов. Исследования, проведенные ученым, показывают, что антимонопольные органы, как в России, так и в странах ЕС, склонны применять экономический анализ в очень ограниченных пределах. Проблема состоит в том, что чем более сложным и глубоким является экономический анализ, тем более высокой становится вероятность отмены решения антимонопольного органа. Таким образом, антимонопольные органы при выборе инструментов регулирования вынуждены постоянно балансировать между формальными законодательными требованиями и применением экономического анализа, ориентированного на конечные результаты.

Доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Светлана Авдашева отметила в своем выступлении, что мотивация к проведению экономического анализа сама по себе не является экономической. Институциональная структура КПЭ, действительно, не стимулирует ФАС эффективно использовать свои широкие полномочия. Фактически, в целях достижения наилучших показателей антимонопольный орган нередко отдает предпочтение рассмотрению тех дел, которые не имеют существенного значения для воздействия на российскую экономику. С другой стороны, использование экономического анализа не является безусловным императивом и требует оценки соотношения совокупных выигрышей потребителя к затратам на правоприменение. Более сложная задача, которую предстоит решать ФАC России, заключается в переходе от оценки состояния рынка по заданным критериям к оценке, ориентированной на конечный результат. Оценить выигрыш потребителя крайне сложно, однако, как полагает С. Авдашева, лучше получить неточный результат, чем получить результат точный, но заведомо не соответствующий тем стратегическим задачам, которые призвана решать ФАС России.

Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на сложность обсуждаемого вопроса, участники круглого стола смогли прийти к единой позиции, касающейся оценки текущей ситуации с применением экономического анализа в сфере антимонопольного регулирования, а также наметить направления для решения наиболее актуальных проблем.