Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Новости ОКЮР

Вне лоббизма: ОКЮР о новой инициативе Генпрокуратуры

Генпрокуратура предлагает добавить в УК новый состав преступления — злоупотребление влиянием. Это ставит вне закона любую деятельность по продвижению интересов бизнеса в органах власти, в том числе участие в комиссиях при правительстве.

Инициатива Генпрокуратуры, как это говорится в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» направлена на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами в области противодействия коррупции, в частности, положениями Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., а проект подготовлен в целях реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) по итогам третьего раунда оценки по теме «Криминализация преступных деяний».

Вместе с тем, по мнению ОКЮР, введение в Уголовный кодекс РФ новой статьи 291.2 «Злоупотребление влиянием» вызывает целый ряд вопросов.

Первое замечание Объединения Корпоративных Юристов носит системный характер. В отсутствие закона о лоббизме, - считает Александра Нестеренко, президент ОКЮР, неправильно вносить точечные изменения в специальное законодательство. Если уж инициировать изменения в законодательстве по противодействию коррупции, то начинать нужно с установления определений и понятий».

Во-вторых, по ее мнению, предлагаемое нововведение в настоящее время представляется избыточным. «Как мы видим, предлагаемая статья расположена сразу после статей «Получение взятки», «Дача взятки» и т.п., т.е. законодатель полагает, что действиям, описанным в новой статье, место в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». А ведь в этой главе уже есть «работающая» статья 290 «Получение взятки», которая, на наш взгляд, достигает поставленной законодателем цели и не требует для этого введения дополнительных норм», - рассуждает А. Нестеренко.

В третьих, полагают эксперты ОКЮР, новая статья сама по себе в условиях правового вакуума в сфере лоббизма не выдержит испытания антикоррупционной экспертизой ввиду размытости используемых в ней понятий.