Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Новости ОКЮР

Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (№ 47538-6/2).

По словам А. Нестеренко, президента НП «ОКЮР», несмотря на то, что между вторым и третьим чтением законопроекта № 47538-6/2 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (о юридических лицах) прошло всего 2 дня, небольшие изменения в редакцию перед третьим чтением были внесены. «Они касались больше некоммерческих организаций, чем коммерческих. Правки же в статью о корпоративном договоре не повлияют на первоначальный смысл нормы», - говорит А. Нестеренко.

ОКЮР с 2009 года работает над Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации, а в последующем и над изменениями Гражданского кодекса РФ. Результатом такой работы стало изменение норм главы 4-ой ГК РФ, исполнение которых могло существенно увеличить расходы компаний, а также затруднить проведение корпоративных мероприятий.

Основным вопросом, волновавшим членов ОКЮР, был вопрос об определении критериев аффилированности в Гражданском кодексе. В частности, наступление негативных последствий для компаний члены ОКЮР связывали с отнесением на усмотрение суда признаков аффилированности, невзирая на отсутствие указанные в законе оснований. Также мы возражали против увеличения числа лиц, входящих в состав аффилированных лиц юридического лица, поскольку столь расширенное толкование понятия аффилированности не отвечает сути регулирования гражданского законодательства в сфере корпоративного права. Мы отмечали смешение с целями налогового или антимонопольного законодательства, где определение связанности лиц вводится в целях консолидированной отчетности, регулирования трансфертного ценообразования или учета влияния на рынок лиц, как единого экономического субъекта.

Доводы ОКЮР о том, что критерии отнесения лиц к аффилированным должны быть четкими, а перечень критериев - закрытым, были услышаны. Удалось донести до законодателя и ту мысль, что подобные нормы создают правовую неопределённость в правоприменительной практике, против чего неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ, к тому же в случае необоснованного расширения перечня аффилированных лиц недобросовестные акционеры могут злоупотреблять этой нормой, а суды получат возможность опираться на оценочные критерии, а не нормы права. В финальной редакции закона наличие или отсутствие отношений аффилированности определяется федеральными законами, а не Гражданским кодексом.

Помимо вопроса аффилированности были уточнены следующие положения главы 4-ой ГК РФ с учётом предложений НП «ОКЮР».

• В частности, было скорректировано требование об обязательном присутствии независимых членов в коллегиальном исполнительном органе, которое могло повлечь необходимость двойного состава независимых директоров в публичном обществе, которое обязано по правилам листинга обеспечить присутствие независимых директоров и в наблюдательном совете.

• Изменены положения о полном запрете совмещения должностей в исполнительных органах и Наблюдательном совете.

• Устранена необходимость нотариального удостоверения решения постоянно действующего коллегиального органа корпорации (наблюдательного совета). Необходимость подтверждения решения установлена только для решения общего собрания. Требования к порядку подтверждения решения собрания зависит от вида общества. В публичном обществе решение собрания подтверждается регистратором общества. Для обществ с ограниченной ответственностью нотариальный способ удостоверения решения не является исключительным.

• Изменены нормы об исключительной компетенции общего собрания корпорации, изначально расширявшие эту компетенцию за счет вопросов, которые в настоящее время решаются на уровне совета директоров компаний (участие в уставных капиталах юр. лиц, открытие филиалов). Принятия проекта в первоначальной редакции в значительной степени могло затруднить оперативное принятие решение по указанным вопросам.

• Нормы о правах кредиторов реорганизуемого юридического лица также претерпели изменения с учетом предложений членов ОКЮР. Закон предусматривает усиление защиты прав кредиторов реорганизуемого общества. Среди прочих положений проект закона также предусматривал возврат безусловного права кредиторов требовать от общества досрочного исполнения обязательств в случае реорганизации в отличие от действующего сейчас судебного порядка. Анализ норм европейского законодательства позволил аргументировать, что аналогичное право не является безусловным в зарубежных юрисдикциях. В результате норма была скорректирована и в закон был возвращен судебный порядок заявления требований, действующий сейчас. Такой порядок в большей степени, на наш взгляд, позволяет соблюдать баланс интересов всех заинтересованных лиц при проведении реорганизаций (общества, акционеров, кредиторов).