Новости ОКЮР
Участвуйте в создании концепции развития законодательства о банкротстве. Второй день мастер класса ОКЮР «Ключевые позиции ВАС РФ в сфере банкротства»
Участники второго дня мастер класса по банкротству высоко оценили дискуссию с представителями ВАС РФ, так как, по общему мнению, получился квалифицированный разговор экспертов — правоприменителей и практиков. Обсуждались процессуальные особенности рассмотрения дел о банкротстве, обобщённые в постановлении Пленума ВАС РФ № 35 от 22.06.2012 (далее — Постановление), и вопросы оспаривания сделок при банкротстве (постановление Пленума ВАС РФ от 23.12 2010 № 63 в редакции постановления Пленума ВАС РФ № 36 от 22.06.2012).
Постановление можно назвать «гимном процессуальной экономии в банкротном процессе». Ярким подтверждением является п. 2 Постановления, позволяющий приостановить рассмотрение заявления конкурсного кредитора, если будет установлено, что судебный акт, на котором основано его заявление, обжалован в суд кассационной инстанции или судом апелляционной инстанции восстановлен пропущенный срок на его обжалование.
В п. 4 Постановления разъяснено, что определение о введении наблюдения в части введения наблюдения может быть обжаловано и пересмотрено только до окончания наблюдения, т.е. ДО ДАТЫ введения следующей процедуры.
Комментируя Постановление, можно отметить, что специальные процессуальные нормы о банкротстве должны работать с момента введения первой процедуры, а до процедуры применяются правила обычного искового процесса. Так разъяснено, что на момент проведения проверки обоснованности заявления может быть заключено мировое соглашение. На данной стадии суд может принять отказ кредитора от заявителя.
Постановление № 35 разъяснило многие процессуальные вопросы в банкротном процессе, установив единообразную судебную практику.
Особенно отмечен п. 34 Постановления, разъясняющий применение абзаца 7 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве, согласно которому в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве. При этом для целей определения количества голосов на собрании кредиторов и размера удовлетворения такого требования оно подлежит при его рассмотрении денежной оценке, сумма которой указывается в реестре. На вооружение необходимо взять и пп.36 и 44 постановления.
Обсуждался вопрос о назначении арбитражных управляющих: в Германии они назначаются, в Америке выбираются методом случайного отбора. В России предлагается пойти по американскому пути, однако и этот подход может быть скорректирован.
При обсуждении оспаривания сделок, спор вызвал вопрос злоупотребления правом в части сокрытия информации о сделках должника, а именно: «право» или «обязанность» управляющего предоставлять документацию? Отмечалось, что проблема кроется в утверждённых формах отчётности, которые не информативны. Предложено расширить отчётность и сделать её в электронном виде с размещением на официальном информационном ресурсе. Предлагается направлять технические предложения по наполнению отчётности.
Дискуссию вызвал вопрос о том, какая модель будет выбрана для концепции развития законодательства о банкротстве — прокредиторская или иная. Обращаем внимание, что речь идёт именно о концепции, т.е. об изменении подходов к законодательству о банкротстве. Ведь сегодня закон о банкротстве нередко используется должником как средство и способ не исполнять свои обязательства. Зачастую на стадии искового процесса о взыскании долга, должник, понимая, что проигрывает спор, начинает затягивать процесс и выводить активы, на которые можно обратить взыскание.
Новшеством, изменяющим судебную практику, является наделение суда правом отстранять арбитражного управляющего.
В период действия закона о банкротстве предприятий 1992 года роль суда в делах о банкротстве была более значимой, затем, в последующих актах (закон о банкротстве 1998 года и действующий закон о банкротстве 2002) и практике их применения роль судов в контроле за деятельностью арбитражных управляющих была снижена. Однако специфика банкротного процесса, основанного на множественности его участников, которые в настоящее время часто не являются профессиональными субъектами экономических отношений, в отличие от обычного искового процесса, обуславливает наличие контролирующих функций у суда.
Проблема, которая в том числе, будет решаться в концепции о банкротстве, следующая: должен ли суд быть пассивным наблюдателем в делах о банкротстве, либо должен играть активную роль, и насколько широким в этих делах должен быть принцип судейского усмотрения?
К сожалению, не во всех ВУЗах организовано системное преподавание института банкротства, что приводит к необходимости вырабатывать подходы, основываясь на практике и экономической целесообразности.
По существу члены ОКЮР уже начали своё участие в процессе формирования концепции развития законодательства о банкротстве, проходящем сейчас при участии ВАС РФ, поэтому приветствуются Ваши любые предложения, даже самые дерзновенные, отражающие разброс экспертных мнений!
Адрес для направления предложений: Управление частного права Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации privlaw@arbitr.ru.