Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Новости ОКЮР

Взгляд ФСТ на будущее регулирование естественных монополий

15 октября на рассмотрение рабочей группы «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» была представлена позиция ФСТ России по направлениям и мероприятиям, которые могли бы улучшить ситуацию с естественными монополиями. С докладом с демонстрацией сладов двух объемных презентаций выступила советник Руководителя ФСТ Ольга Аллилуева. Как было указано в докладе, основной задачей является создание «единого информационного пространства регулирования», которое включает в себя три составляющих: защиту интересов потребителей, повышение эффективности деятельности регулируемых субъектов и совершенствование системы регулирования.

Помимо общей концепции регулирования, представитель ФСТ коснулась в своем выступлении и более конкретных вопросов. В их числе: значение, которое придает орган по тарификации внешней экспертизе (оценщикам); избыточность анализа рынка для включения субъекта в реестр естественных монополий; необходимость сохранить ФЗ «О естественных монополиях»; установление стандартов и дополнительных требований по раскрытию информации субъектами естественных монополий и др.

По вопросу дерегулирования Ольга Аллилуева высказала тезис о большом риске, который несут потребители в случае выведения тех или иных субъектов из состава естественных монополий. Важность сохранения статуса естественных монополий за предприятиями инфраструктурных секторов следует также из необходимости обеспечения оказания универсальных услуг. Свое несогласие с данными тезисами выразила эксперт ОКЮР Елена Войниканис. Представитель Объединения отметила, что интересы потребителей обеспечивает не только тарифное, но и антимонопольное регулирование. Так, в 2011 году Европейская комиссия отказалась включить услуги сотовой связи в перечень универсальных услуг связи. Высокий уровень рыночной конкуренции на рынке мобильной связи обеспечил достаточно низкий уровень тарифов и требуемое качество. Тарифное регулирование, таким образом, является дополнительным, но никак не единственным способом защиты интересов потребителей. Как показывает мировая практика, большое влияние на цены для конечных пользователей оказывает регулирование конкуренции на оптовых рынках, т.е. на уровне взаимодействия между компаниями. Что касается универсальных услуг, то здесь речь идет о самостоятельной сфере регулирования, не связанной с регулированием естественных монополий.

Начальник Управления контроля транспорта и связи ФАС России Дмитрий Рутенберг, соглашаясь в целом с концепцией ФСТ, тем не менее, высказал ряд замечаний. Так, не совсем корректным является прозвучавшее в докладе сопоставление ФСТ с зарубежными ведомствами, такими как Служба по рынкам газа и электроэнергии Великобритании (Ofgem) или Федеральное сетевое агентство по электроэнергетике, газу, телекоммуникациям, почте и железным дорогам ФРГ (BNetzA). Аналогами таким ведомств в России являются отраслевые министерства (Минэнерго, Минкомсвязи, Минтранс), а не служба по тарифам. Выражая позицию ФАС, Д. Рутенберг также подчеркнул, что считает необоснованным причислять предприятие к естественным монополиям только на основании вида деятельности, без проведения анализа рынка. При определении статуса естественной монополии, следует исходить из единой концепции доминирования на рынке, которая применяется к конкретному субъекту, а не к отрасли.

Руководитель рабочей группы Александр Галушка, подводя итоги заседанию, отметил, что масштабность задач, о которой говорилось в докладе О. Аллилуевой, явным образом выходит за пределы тех полномочий, которые закреплены на сегодняшний день за ФСТ России. Фактически речь идет об органе, который регулирует все инфраструктурные отрасли и одновременно защищает права потребителей. Президент «Деловой России» уже не в первый раз подчеркнул, что отраслевые ведомства должны стать органами по развитию конкуренции. Он также подтвердил, что одной из первоочередных задач ФСТ должна быть защита прав потребителей как слабой стороны. Поскольку свое видение ситуации в сфере естественных монополий изложили и ФАС России и ФСТ России, теперь важно, чтобы рабочая группа пришла к единому пониманию и согласованной редакции соответствующего раздела дорожной карты.