Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
Круглый стол с руководством ФАС России из цикла «Диалог с властью» — «ФАС России и члены ОКЮР. Продолжение разговора»
При поддержке
Посмотреть презентации круглого стола >>(только для членов ОКЮР) |
Программа
Спикеры:
- Андрей Борисович Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России
- Екатерина Владимировна Урюкина, заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России
- Лилия Сергеевна Беляева, заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России
- Николай Николаевич Карташов, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России
- Яна Вячеславовна Склярова, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России
6 июня 2017 года состоялся традиционный круглый стол с руководством ФАС России, организованный Объединением Корпоративных Юристов и международной юридической фирмой «Бейкер Макензи». Участники круглого стола обсудили вопросы антимонопольного регулирования в розничной торговле, финансовом секторе, а также последние тенденции правоприменения в сфере рекламы и недобросовестной конкуренции.
1. Первый опыт применения изменений в закон о торговле, итоги проверок деятельности торговых сетей и поставщиков, проведенных территориальными управлениями ФАС России. Новые практики торговых сетей.
Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС России, начал свое выступление с освещения практик, с которыми столкнулась Федеральная антимонопольная служба при проведении проверок деятельности торговых сетей и поставщиков. В частности, внимание ФАС России привлекла складывающаяся практика установления в договорах между поставщиками и торговыми сетями штрафов, несоразмерных потенциально возможному ущербу. При этом подобные штрафы зачастую устанавливаются только для одной стороны договора — поставщика.
Важнейшей в настоящее время, отметил А. Кашеваров, является проблема предоставления скидок торговым сетям. Он подчеркнул, что подобная практика может приводить к ухудшению качества продукции, при том что цена на полке остается прежней.
А. Кашеваров также обратил внимание на то, что на предоставление дополнительных скидок после заключения договора и осуществления поставки должно распространяться установленное Законом о торговле ограничение в 5%. Для того чтобы данное ограничение не распространялось на подобные скидки, приводящие к снижению цены договора поставки, А. Кашеваров предлагает транслировать их на конечных потребителей.
Замглавы ведомства отметил, что торговое законодательство может привести к новым поправкам в закон, если характер взаимоотношений не изменится. Например, «законом вполне может быть ограничен размер включаемых в договоры штрафов. В настоящее время для нас саморегулирование рынка остается приоритетом», — подчеркнул он.
Говоря о способах решения проблемы падения цен для поставщиков, А. Кашеваров привел пример Франции, которая ввела запрет установления поставщиками цен ниже себестоимости товара. Однако при таком подходе возникают сложности, связанные с администрированием, в том числе расчетом себестоимости товаров.
Также Андрей Кашеваров сообщил, что ФАС России рассматривает возможность включения в число членов Межотраслевого экспертного совета (МЭС) представителей регуляторов (Минпромторга, ФАС России и т. д.). Кроме того, он предложил сделать решения МЭС обязательными для всех участников рынка вне зависимости от наличия членства, а также предоставить МЭС полномочия по применению штрафных санкций к нарушителям.
Тему регулирования, контроля розничной торговли продолжила Екатерина Урюкина, заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России. Она рассказала о проблемах применения требований Закона о торговле к раскрытию информации.
Е. Урюкина отметила, что возникают вопросы о том, насколько глубоко необходимо раскрывать информацию, какую именно информацию необходимо раскрывать, что считается раскрытием информации, необходимо ли публиковать типовые договоры и т.д. Ответы на некоторые вопросы дала судебная практика. Так, ВАС РФ в 2012 г. отметил, что требования, сформулированные в обобщенном виде (например, высокое качество, лучшие ценовые предложения и т.п.) вводят в заблуждение и могут привести к необоснованному отказу в заключении договора. При этом неопределенность предоставленной информации приравнивается к ее отсутствию, поскольку на основании подобной информации потенциальный контрагент не может определить, соответствует ли он предъявляемым требованиям. Также ФАС России руководствуется позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северокавказского округа в 2013 г. согласно которой торговая сеть должна предоставлять равные условия поставщикам вне зависимости от того, работала ли она с определенным поставщиком ранее.
Также Е. Урюкина привела примеры дел, рассмотренных после вступления в силу изменений в Закон о торговле. В частности, суды установили, что непредставление информации по запросу может означать не только уклонение торговой сети от направления поставщику письменного ответа о способах и формах отбора поставщиков, но и неисполнение обязанности, установленной частью 1 статьи 9 Закона о торговле, то есть неразмещение обозначенной информации общедоступным для всех поставщиков способом в сети Интернет (А40-207325/2016, А40-199200/2016).
Представитель ФАС России указала, что снизить риски нарушений компании могут посредством разработки и соблюдения коммерческих политик. При этом участники рынка могут по аналогии руководствоваться рекомендациями по разработке коммерческих политик, которые ФАС России подготовила для субъектов фармацевтического рынка.
Она обратила внимание, что раскрытие информации позволит создать условия для недискриминационного доступа поставщиков в торговые сети, а также рассказала о подходах антимонопольного ведомства к доказыванию дискриминационных условий, создаваемых торговыми сетями поставщикам продовольственных товаров, при оказании маркетинговых услуг и делах ФАС России в отношении крупных торговых сетей таких как «Метро Кэш Энд Керри», «Ашан», «Лента», и др. Обращаясь к проблеме условий о возврате товаров в договорах между торговыми сетями и поставщиками, она пояснила, что «Служба не стремится к запрету возвратов как таковых, и намерена сохранить существующую в законе конструкцию запрета на навязывание подобных условий. При этом целесообразно предусмотреть, что цена возвращаемых продовольственных товаров должна быть определена в зависимости от оставшегося срока годности товара (цена должна снижаться пропорционально истечению срока годности товара)».
Отвечая на вопрос о возможности выведения в будущем оптовых дистрибьюторов из сферы применения статьи 9, которая на данный момент применяется ко всей продовольственной цепочке, Е. Урюкина отметила, что ранее ФАС России выступала с подобной инициативой, однако она не была поддержана. А. Кашеваров также указал на возможность изменения существующего подхода, если участники рынка представят какие-либо новые факты в обоснование необходимости такого изменения.
В ответ на вопрос о том, планируется ли ввести для фармацевтических компаний ограничение, подобное 5% пределу, установленному в Законе о торговле, А. Кашеваров отметил, что таких изменений не планируется. Наоборот, ФАС России, планирует внести изменения, выводящие деятельность некоторых хозяйствующий субъектов (например, аптек и автозаправок), из-под действия Закона о торговле.
2. Финансовые рынки. Мероприятия, направленные на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства финансовыми организациями. Антимонопольные риски в банковской деятельности.
Далее участники круглого стола обсудили вопросы антимонопольного регулирования на финансовых рынках.
Лилия Беляева, заместитель начальника управления контроля финансовых рынков ФАС России, отметила, что финансовые рынки имеют ряд особенностей, обусловленных их структурой, условиями функционирования, состоянием конкуренции и т.п., поэтому в некоторых случаях стандартные меры, предусмотренные антимонопольным законодательством, оказываются недостаточными. В этой связи ФАС России разработала новую Дорожную карту по развитию конкуренции на рынке финансовых услуг. Л. Беляева рассказала присутствующим о некоторых мероприятиях, предусмотренных дорожной картой и направленных на предупреждение нарушений.
В продолжение темы Александра Нестеренко, президент ОКЮР, призвала участников обратить внимание на то, что ФАС России усиливает взаимодействие с Банком России. Так, приказом руководителя Федеральной антимонопольной службы от 10.05.2017 № 612/17 утверждена Дорожная карта «Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг», которой предусмотрены конкретные согласованные с Банком России мероприятия Службы по предупреждению недобросовестной конкуренции кредитных организаций, исключению неоправданных преимуществ для отдельных платежных организаций; снижению возможности воздействия занимающих доминирующее положение представителей страховых организаций на деятельность конкурентов и состояние конкуренции на рынке и т.п. Тем самым на рынках банковских, платёжных, страховых, депозитарных услуг, услуг форекс-дилеров, т.е. финансовых услуг, буду усовершенствованы подходы к установлению доминирующего положения финансовых организаций, поднадзорных Банку России и создаются условия для предупреждения ограничивающего конкуренцию взаимодействия кредитных и страховых организаций.
Теперь на постоянной основе Банк России будет предоставлять Федеральной антимонопольной службе информацию в электронном виде о деятельности финансовых и иных организаций, поднадзорных Банку России. Упрощение процедуры получения антимонопольными органами информации, необходимой для проведения анализа состояния конкуренции на рынке финансовых услуг, сократит административные издержки финансовых организаций при выполнении запросов службы, считает А Нестеренко.
Лилия Беляева отметила, что одним из характерных, в частности, для рынка банковских услуг, нарушений является недобросовестная конкуренция со стороны кредитных организаций, связанная с ухудшением потребительских свойств срочных вкладов физических лиц после заключения договора. Так, банки неправомерно вводят запрет на пополнение вклада (или устанавливают заградительную комиссию, небольшую допустимую сумму пополнения или непосильную минимальную сумму пополнения), снижают проценты, начисляемые на суммы пополнения вкладов и т.п. При этом, как обратила внимание спикер, в некоторых случаях банки оправдывают свои действия наличием предписания Банка России об ограничении операций по привлечению средств во вклады, что отдельно проверялось ФАС России и во всех рассмотренных к настоящему моменту случаях не подтверждалось, а действия банка признавались актом недобросовестной конкуренции. Несмотря на рассмотрение большого количества дел, отметила представитель ФАС, в ведомство продолжают поступать жалобы. «ФАС России и Банк России планируют подготовить совместное информационное письмо, обобщающее практику по недобросовестной конкуренции», - сообщила Лилия Беляева.
В качестве еще одного характерного для рынка банковских услуг нарушения Лилия Беляева назвала антиконкурентные соглашения между универсальными банками и кэптивными банками, специализирующимися на кредитовании приобретения автомобилей определенных марок. По словам спикера, такие соглашения заключаются для открытия универсальным банком счетов заемщикам партера с одновременным обязательством универсального банка не переманивать этих клиентов, предлагая свои автокредиты, то есть с обязательством частично отказаться от конкуренции с партнером. Лилия Беляева отметила, что за последние годы ФАС России по результатам всех подобных проверок такие нарушения выявлялись и впоследствии решения о наличии данных нарушений поддерживались судами.
Рассказывая о практике применения антимонопольного законодательства на страховом рынке, представитель ФАС России выделила несколько характерных нарушений, в числе которых злоупотребление доминирующим положением на рынке ОСАГО, в том числе путем навязывания страхователям дополнительных платных финансовых и иных услуг; соглашения между страховщиками о таком навязывании или сокращении объемов продаж услуг ОСАГО, а также недобросовестная конкуренция страховщиков при участии в торгах на право заключения договоров ОСАГО, где страховщиками в нарушение законодательства занижается размер страховой премии и, тем самым, обеспечивается победа на торгах.
В рамках этой части своего доклада Лилия Беляева упомянула о некоторых решениях в отношении страховых организаций, принятых территориальными органами ФАС России, которые в последующем в связи с поступлением жалоб пересматривались апелляционной коллегией ФАС России. С учетом отмены некоторых таких решений и других проблем, в частности, при обеспечении устранения выявленных нарушений, как сообщила спикер, Служба планирует, помимо прочего, направить в свои территориальные органы соответствующие разъяснения, в том числе в целом меняющие подход к пресечению отдельных нарушений на рынке ОСАГО.
Особое внимание Лилия Беляева также уделила взаимодействию кредитных и страховых организаций. Так, прежде всего, представитель ФАС России рассказала присутствующим о внесенных изменениях в Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 386.
Рассказывая о некоторых несоответствиях этому документу применяемых банками порядков взаимодействия страховщиками, Лилия Беляева при этом выделила, в том числе, следующие: (1) предъявление к страховщикам требований, которые не имеют отношения к оценке их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также требований, которые прямо отнесены Общими исключениями к недопустимым, например, в виде дополнительных или корректирующих общую оценку страховщиков требований (такие как, например, уровень деловой активности, отсутствие задолженности перед бюджетом независимо от размера задолженности, наличие кредитных рейтингов, наличие филиальной сети); (2) несоблюдение ограничений по периодичности проверок страховщиков; (3) требованиями представлять для проверки документы, в которых отсутствует необходимость, и прочие несоответствия.
А. Кашеваров, отвечая на вопрос об установленном законом 5-дневном периоде охлаждения, обратил внимание на то, что ФАС России изначально выступала за введение 14-дневного срока, поскольку в более короткие сроки предъявление претензии зачастую оказывается невозможным для потребителя, но данная инициатива не была поддержана. Однако, отметил А. Кашеваров, вполне вероятно, что увеличение периода охлаждения все же потребуется.
На вопрос о возможности квалификации выступлений первых лиц кредитных организаций, содержащих неполную информацию о банковских продуктах и призывы переходить к такой организации от конкурентов, как акта недобросовестной конкуренции или недобросовестной рекламы, А. Кашеваров ответил утвердительно. При этом квалификация высказываний в качестве рекламы будет зависеть от ряда факторов, в т. ч. формы и информационного наполнения выступления.
3. Обобщение практики применения новых норм о недобросовестной конкуренции. Тенденции правоприменения при пресечении нарушений законодательства о рекламе. Статус инициатив по параллельному импорту и принудительным лицензиям.
В продолжение круглого стола Яна Склярова, заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, представила обзор изменений, внесенных четвертым антимонопольным пакетом в регулирование вопросов недобросовестной конкуренции, и рассказала о сложившейся на данный момент практике применения новых норм. В частности, она отметила, что, как и планировалось, распространение института предупреждения на акты недобросовестной конкуренции позволило существенно уменьшить число возбуждаемых дел. Что же касается наиболее распространенных видов нарушений, Я. В. Склярова указала, что большинство нарушений связано с нарушением исключительных прав и созданием смешения, а также привела примеры рассмотренных дел.
В продолжение темы исключительных прав А. Кашеваров рассказал о статусе инициатив по параллельному импорту. В частности, он указал, что ФАС России планирует рассмотреть с точки зрения ст. 14.8 (общий запрет на недобросовестную конкуренцию) три дела об отказе в предоставлении права на импорт одним лицам и одновременной даче согласия другим. При положительном исходе ФАС России сможет поддержать деятельность параллельных импортеров правоприменительной практикой, отметил А. Кашеваров.
В завершение круглого стола Николай Карташов, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, поделился основными тенденциями регулирования и правоприменения в сфере рекламы, отметив, что центральное место в законопроектной деятельности занимает защита малого и среднего бизнеса. Наибольшее число нарушений в сфере рекламы совершается в финансовом секторе. Также большое количество нарушений выявляется в отношении фармацевтических организаций.
В заключение представители ФАС России ответили на вопросы участников круглого стола. Дискуссия членов ОКЮР и представителей ФАС России, как отметили ее участники, получилась информативной и полезной для обеих сторон.