Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Круглый стол ОКЮР на VII Петербургском Международном Юридическом Форуме «Какие вызовы стоят перед юридическими департаментами в эпоху прорывных технологий?»

17 мая 2017 г.с 15:00 до 17:00
Место проведения: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 6-8, Главный штаб, зал №6, 3 этаж

Посмотреть презентации круглого стола >>

(только для членов ОКЮР)

Модератор:

Юлия Бондаренко

Советник по правовым вопросам по коммерциализации новых продуктов в регионе Латинская Америка и Канада, Филип Моррис Интернешнл, член правления НП «ОКЮР»



Спикеры:

Руслан Ибрагимов

Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, ПАО «МТС», член правления НП «ОКЮР»



Игорь Кондрашов

Вице-президент - директор правового департамента, ПАО «Сбербанк»



Александра Нестеренко

Президент, НП «ОКЮР»



Ольга Теплова

Директор по правовым вопросам, Google Россия



Константин Рычков

Старший аналитик, IDС



«Какие вызовы стоят перед юридическими департаментами в эпоху прорывных технологий?»

Юридическое сообщество явно озаботилось тем, как встречать неизбежное проникновение технологических новинок. Для кого-то эта тема является «terra incognita», кто-то видит в технологиях опасных конкурентов, которые вытеснят из профессии живых людей, но большинство осознает, что ход прогресса неостановим. Руководители, мыслящие стратегически, представляют, что в конкурентной борьбе победит тот, кто сделает технологии своим надежным союзником.

За последние два года интерес юридического сообщества к инновациям приобрел действительно широкий охват. С одной стороны, правоведы вынуждены броситься в погоню за стремительно ускоряющимися технологиями, чтобы хоть как-то оставить их в орбите правового регулирования. С другой стороны, появляются специализированные ИТ решения, предназначенные для сокращения расстояния между спросом на юридические услуги и их предложением.

Можно выделить два вектора автоматизации правовой работы: обеспечение доступности юридической поддержки и улучшение ее качества. Появляются демократичные и доступные по цене инструменты для тех случаев, когда юридические услуги непропорционально дороги, например, боты по обжалованию штрафов за парковку. Активно внедряются разнообразные конструкторы договоров, претензий и исков, органайзеры дел, развиваются облачные сервисы, портальные решения, инструменты предиктивного анализа судебных перспектив того или иного дела. Совершенствуются средства обработки и представления правовой информации. Не за горами внедрение решений на основе блокчейна, «умные» контракты. Искусственный интеллект проходит пробы на роль помощника юриста.

Позицию самых ярких инноваторов из числа корпоративных юристов можно было услышать в ходе дискуссии, организованной Объединением Корпоративных Юристов (ОКЮР) в рамках Петербургского Международного Юридического Форума. Темой круглого стола ОКЮР, который прошёл в Санкт-Петербурге 17 мая 2017 года, стали вызовы, стоящие перед юридическими департаментами в эпоху прорывных технологий.

Руслан Ибрагимов, член Правления — вице-президент по корпоративным и правовым вопросам МТС, член Правления ОКЮР дал ответы на некоторые фундаментальные вопросы разграничения «зон влияния» человека и искусственного интеллекта, составив прототип «технического задания» на изготовление робота-юриста.

Ольга Теплова, директор по правовым вопросам Гугл Россия рассказала о сугубо пользовательском опыте, который помог компании выстроить клиент-ориентированную юридическую функцию.

Игорь Кондрашов, вице-президент — директор правового департамента Сбербанка наконец-то раскрыл профессиональному сообществу контекст нашумевшей новости о банковском роботе-юристе, и показал, зачем на самом деле банк активно внедряет технологические новинки.

Константин Рычков, старший аналитик IDС, вооружил аудиторию полезной статистикой относительно того, как в компаниях принимаются решения об автоматизации.

Александра Нестеренко, президент ОКЮР, рассказала, какую роль Объединение играет в инновационном развитии корпоративных юристов.

Область, которая является темой круглого стола, весьма сложна и динамична. Профессия юриста традиционно связана с обработкой и использованием огромного объема информации, постоянным документальным взаимодействием и необходимостью учитывать мельчайшие нюансы каждого кейса. В эпоху Big Data (Больших данных), когда количество информации растет в прогрессии, юристы обречены иметь дело все с большими объемами неоднородно структурированной информации — как с фактами, так и с фейками.

Представляется, что в силу своей сущности робот мог бы стать первоклассным помощником юриста в процессах сортировки и анализа информации, а в некоторых случаях даже взять на себя выполнение других функций.

Руслан Ибрагимов разирался в обоснованности вышеприведенного предположения, а также отвечал на вопрос, не угрожают ли технологические новинки юридической профессии. Для этого был применен метод моделирования — составлен прототип «технического задания» на изготовление юриста с искусственным интеллектом.

Базовым требованием к такому боту-юристу будет умение обращаться с большими объемами информации (сбор, анализ, хранение), превращать информацию в документацию строго определенных форматов и обеспечивать ее оборот, ориентироваться во времени, контролировать сроки, прогнозировать результаты того или иного решения, подбирать аргументы и факты.

В то же время ценность и эффективность юриста определяется его харизмой, авторитетом в отрасли, коммуникативными навыками, морально-волевыми качествами, умением отстаивать позицию, креативностью, пониманием общей теории права и социальных законов.

Разложив таким образом характеристики юриста, становится очевидным, что простые аналитические, предиктивные функции, функции сбора и хранения информации без особого труда поддаются автоматизации, но автоматизация морально-этической, коммуникативной, авторитетной составляющей юриста по крайней мере в ближайшее время невозможна.

Видимо, именно здесь и будет проходить та самая граница, до которой допускается автоматизация, а значит, роботы в обозримом будущем будут лишь помогать людям-юристам.

Ольга Теплова согласна с тем, что пока нейронные сети и машинное обучение роботов представляют для многих уже ближайшее, но все же пока еще будущее, юристы вида Homo sapiens по-прежнему остаются «настоящим» компании, призванным решать задачи эффективно и своевременно.

Юристы, имеющие опыт работы в крупных международных корпорациях могут с легкостью назвать множество инструментов, помогающих в решении рутинных задач, начиная от офисных приложений до систем контроля рисков. При всем богатстве выбора вряд ли найдется юридический департамент, который сможет с гордостью сказать, что все его рабочие процессы полностью автоматизированы.

Во многих компаниях зачастую самые банальные проблемы являются одновременно самыми сложными. Например, для юристов, работающих с коммерческими сделками, такой проблемой может являться организация обмена комментариями, правками к документу с параллельным получением одобрения от ключевых стейкхолдеров в режиме онлайн. Пересылка электронной почтой документа в режиме правок работает только в небольших группах, а в более крупных командах может вызвать хаос и послужить причиной многих проблем.

В компании Google нашли решение этой задачи, работающее одинаково эффективно как для малых, так и для больших коллективов: там юристы активно используют экосистему Google Apps for Work, созданную для совместной работы над проектами. Она объединяет в себе практически все юридические системы. Проекты договоров хранятся «в облаке», доступ к ним и объем прав пользователей определяются автором документа. Автоматически сохраняется вся история изменения документа, все согласования. Дополнительно имеется возможность следить за дискуссией и оценивать риски. Если нужно адресовать конкретный вопрос определенному человеку, то просто указывается его имя — и он автоматически получает письмо со ссылкой. Система также позволяет подключать внешних консультантов для совместной работы в режиме реального времени. Плюсом данной системы является полный контроль над информацией и доступами.

В экосистему интегрированы средства коммуникации, позволяющие организовывать видео-конференции, назначать встречи, приглашать нужных людей, сверяясь с их расписанием, бронировать переговорные в любой точке земного шара. Благодаря такой системе сотрудники юридической службы имеют возможность работать удаленно, что не ограничивает мобильность.

Процедура оценки рисков интегрирована в систему юридического документооборота, что позволяет всем заинтересованным лицам получать автоматические уведомления о необходимости контроля. Менеджеры компании могут воспользоваться удобной и понятной системой поиска шаблонов юридических документов. Из «приятных бонусов» экосистемы пользователи отмечают понятный интерфейс и круглосуточную поддержку, доступную по всему миру.

Выступление Игоря Кондрашова было очень интересным - именно новостью о банковском роботе-юристе, который способен заменить пару-тройку тысяч банковских работников, запомнилось начало текущего рабочего года. В своем выступлении Игорь Кондрашов успокоил юридическое сообщество: целью разработок является не массовое сокращение людей, а необходимость справляться с возрастающими объемами нагрузки.

В 2016 году юридическими подразделениями Сбербанка в суд было подано более одного миллиона исков, этот показатель стал для банка рекордным. Несмотря на почти вдвое возросший объем судебного взыскания задолженности, банку удалось оставить количество внутренних юристов практически на том же уровне, что и годом ранее. Такие показатели были бы невозможными без автоматизации юридических процессов.

В текущем году усилия команды направлены на полную автоматизацию процесса подготовки заявлений в суд, начиная с инициирования запроса на взыскание задолженности до подачи документов в суд. Поставлены следующие задачи:

Однако как бы ни сильны были желание одной корпорации и ее усилия, само по себе это не будет достигать своих целей, если государство не будет предпринимать меры по повышению эффективности судебной системы.

Более активное внедрение электронного документооборота и переход на электронное уведомление участников по делу позволит сократить сроки судебного рассмотрения. В перспективе было бы полезным изучить возможности биометрических технологий для их применения в судебном процессе при идентификации участников заочных слушаний.

Константин Рычков рассказал об исследовании компании IDC по заказу компании Майкрософт среди корпоративных юристов в 14 странах мира, чтобы понять уровень понимания и доверия к новым технологиям среди корпоративных юристов, а также оценить ту роль, которую играют корпоративные юристы в выработке новых законодательных подходов и продвижении новых технологий внутри организаций.

В России в 2017 году было проанкетировано более 100 юристов, представляющих государственный, финансовый и нефинансовый секторы (по 33%), при этом 60% компаний имеют от 500 до 1000 сотрудников, 40% — свыше 1000 сотрудников.

Исследование показало, что российские корпоративные юристы — влиятельные скептики. При выборе технологических процессов внутри организации корпоративные юристы играют ключевую роль (33%), однако российские юристы с меньшим доверием, чем их европейские и американские коллеги относятся к новым технологиям (22% доверяют им против 45% в США и ЕС). При этом то небольшое доверие, которое оказывается новым технологиям, служит ключевым фактором при конечном выборе ИТ-решения (37%). Функционал (29%) и стоимость (19%) являются вторичными, подтверждая подобный тренд в США и ЕС.

При выборе провайдера облачных услуг соответствие законодательству и индустриальным нормативам считают ключевым 77% российских корпоративных юристов, возможности провайдера по предоставлению консультирования в области законодательства — 71%, конструирование контрактов — 70%, соответствие международным требованиям — 70%. Россияне готовы платить более высокую стоимость за использование суверенных дата центров, но относятся к этому вопросу не столь яростно, как юристы из США и ЕС.

Компания Майкрософт видит большой экономический потенциал в развитии новых облачных технологий и считает необходимым проведение совместной работы с международным сообществом корпоративных юристов на базе следующих принципов:

Александра Нестеренко, президент ОКЮР, суммировала мнение корпоративных юристов — членов ОКЮР о текущих процессах диджитализации и автоматизации.

Профессиональное сообщество уже прошло «конфетно-букетный» период первого знакомства с темой «Legal Tech» и требует ответов на конкретные практические вопросы, в том числе: какие сегменты юридической функции могут быть автоматизированы, как обосновать затраты на внедрение ИТ решений, как выбрать нужного поставщика, как грамотно составить техническое задание, каким составом реализовывать внедренческий проект, какие «подводные камни» нужно уметь обходить по ходу проекта и при эксплуатации системы. И поэтому когда в ОКЮР начали поступать предложения рассмотреть указанные вопросы на нашей площадке и организовать в ОКЮР специальную рабочую группу, это было не удивительно.

Да, на рынке сейчас наблюдается большой интерес к теме ИТ решений в правовой работе, проводятся крупные, интересные конференции, однако, по отзывам членов ОКЮР, гораздо эффективнее регулярная работа и сотрудничество с коллегами по цеху, в кругу корпоративных юристов: это позволяет укоротить путь между постановкой проблемы и ее решением, и существенно снижает коммуникационные издержки. Однажды определившись с терминами и понятиями, к примеру, «блокчейн», в дальнейшем не тратится время на прослушивание «заезженной пластинки». Практическая хватка, свойственная аудитории ОКЮР, позволяет, консолидировать позицию юристов, работающих в корпорациях разного профиля, от добычи сырья до телекоммуникаций.

Конечно, не все компании находятся в одинаковых условиях. Финансовые возможности, общий корпоративный уровень автоматизации, глубина проникновения ИТ в отдельные юридические процессы, готовность персонала — у всех разные, однако ключевые проблемы, как показывают исследования, во многом общие. Вопрос лишь в том, как эффективно преодолевать трудности и решать проблемы. Поэтому, что особенно отрадно, именно сейчас и именно в направлении внедрения новых технологий шансы приблизительно равны и у небольших компаний, и у гигантских корпораций.

Проведена большая подготовительная работа по выявлению потребностей членов ОКЮР. Как бы динамично ни менялся мир, это объединение остается верным своим базовым принципам, один из которых — ни в коем случае не разочаровывать аудиторию. Соответственно после щепетильных приготовлений был дан старт «активу» ОКЮР в области автоматизации правовой работы. В повестке рабочей группы обобщение лучших практик по внедрению, консолидация сведений, с одной стороны о потребностях юридических департаментов, с другой стороны — о доступных технологиях и новых разработках. Если в целом, то его задача помочь гуманитариям усилить компетенции в новой и сложной области.

Пока в рабочей команде около 20 человек, то есть это сравнительно небольшой список, по сравнению с общим количеством членов ОКЮР, однако результаты работы этой группы не останутся «замкнутыми» внутри этой общности. В идеале плодами работы должна воспользоваться и российская юридическая индустрия в целом.

Авторы статьи:

Фотогалерея события

1–2122–4243–6364–8485–87