Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Круглый стол из цикла «Диалог с властью» — Диалог с Роспотребнадзором: «Бизнес и потребители. Новости за прошедший год»

Партнер:

14 апреля 2017 г. с 9:30 до 13:30
Место проведения: Москва, пер. Сивцев Вражек, д.43, 6 этаж, Федеральная палата адвокатов РФ

На сайте Роспотребнадзора

Программа

14 апреля 2017 года состоялась встреча членов Объединения Корпоративных Юристов (ОКЮР), с руководством Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на тему «Последние изменения в подходах Роспотребнадзора к реализации контрольных функций. Ожидаемые изменения в законодательстве и инициативы Роспотребнадзора». Выступали Михаил Орлов, статс-секретарь, заместитель руководителя Роспотребнадзора, и Олег Прусаков, начальник управления защиты прав потребителей этого ведомства.

Спикеры ознакомили гостей с направлениями работы ведомства и факторами, которые сегодня направляют политику Роспотребнадзора под влиянием внутрироссийских и глобальных тенденций, а затем ответили на вопросы участников круглого стола.

Президент ОКЮР Александра Нестеренко, приветствовав гостей и спикеров, отметила, что эти встречи в рамках цикла «Диалог с властью» уже стали хорошей традицией, после чего спикеры перешли к рассказу о происходящем в ведомстве.

Закон № 294-ФЗ: тенденция — предупреждать, а не наказывать

В законе № 294-ФЗ произошел ряд изменений, часть из них вступила в силу с 2017 года. Изменения повлияли на организацию надзора. Общий тренд — уменьшение государственного контроля и надзора, его либерализация, акцент в сторону превентивного, предупредительного надзора. Вместо штрафов и иных наказаний — предупреждения. Ранее контролер был обязан штрафовать, но теперь в КоАП внесены изменения и в определенных случаях проверяющий, обнаружив нарушение, вправе применить просто предупреждение, без санкций. «Это тоже элемент профилактики: вы понимаете, что вас не оштрафовали в первый раз, вам укажут на нарушение, вы его устраните, и, надеюсь, дальше таких прецедентов не будет происходить... Но если то же самое во второй раз, тут уже не взыщите», — говорит чиновник.

Риск-ориентированный подход в основе плановых проверок

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей отнесен к числу тех видов надзора, применительно к которым будет применяться риск-ориентированный подход. В 2016 году этот подход успешно опробован применительно к федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору. Планируется распространить новый опыт на надзор в сфере защиты прав потребителей уже в 2018 году. Однако много вопросов в части определения критериев отнесения объектов надзора к соответствующим категориям лиц, к определению критерия, к выработке показателей оценки эффективности надзора.

Напомним, риск-ориентированный надзор призван упростить проверки для всех сторон: Роспотребнадзор хочет избавить предпринимателей от избыточных проверок, но при этом эффективно выполнять свои функции. Суть нового подхода в том, чтобы сосредоточить внимание на тех компаниях или объектах бизнеса, которые создают риски (несут потенциальную угрозу жизни и здоровью людей), и в то же время минимизировать надзор за низкорисковыми объектами. Тех, чьи ошибки или злоупотребления серьезно угрожают жизни и здоровью людей, следует тщательно проверять, а на тех, чьи ошибки не могут обернуться бедами для населения, лучше не тратить время и силы — и не беспокоить лишний раз. Документ — Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля и надзора и внесение изменений в некоторые акты правительства».

Ключевой элемент риск-ориентированного надзора: кто не нарушает, того не проверяют

Все объекты проранжированы, исходя из категорий рисков. Если Вы прежде не нарушали законодательство о защите прав потребителей, то вы в категории низкого риска, и проверки у вас маловероятны. (Разумеется, есть и другие критерии, в т. ч. охват населения, вид деятельности — относится к рискованному или нет, и др., но в центре внимания — наличие или отсутствие нарушений в прошлом). Смысл в том, чтобы подтолкнуть бизнес к самоконтролю, мотивировать к соблюдению всех требований во избежание нарушений.

Михаил Орлов подчеркнул: «Мы понимаем, что проверки — это всегда неприятно для бизнеса, и чтобы для вас не было сюрпризов, все обязательные требования — перечень актов, которые вы должны соблюдать, мы разместили у себя на сайте. Например, если это общественное питание, то соответствующий СанПиН, если речь о производстве пищевых продуктов, то соответствующий технический регламент Таможенного союза ЕАЭС».

В 2016 году для малого и среднего бизнеса введены надзорные каникулы

Субъекты малого и среднего предпринимательства получили трехлетнюю «передышку» — по 2018 год. Надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса введены с 2016 года. В основном, проверкам подвергались муниципальные предприятия, а также отчасти крупный бизнес — но не «маленькие частники». «Цифры» по проверкам получились необычные: например, количество плановых проверок в 2016 году снизилось с 43 тысяч до 19 тысяч — в части федерального госнадзора в области защиты прав потребителей. На этом фоне практически не изменился показатель внеплановых проверок — потому, что, как показывает статистика Роспотребнадзора, в сфере продажи товаров и услуг потребители продолжают жаловаться. Плюс, часть внеплановых проверок выполнялись по поручению Президента и Правительства РФ.

В 2017 году плановые проверки сосредоточатся на высокорисковых объектах

План проверок на 2017 год максимально охватывает объекты, отнесенные к классам чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска (1 — 3 категории). Объекты низкого риска — таких в целом по стране около 500 тыс. или 22% — в план проверок не вошли, как и те, у кого «налоговые каникулы».

Внеплановые проверки по жалобам: сначала потребитель обязан пожаловаться продавцу

Хорошая новость: теперь по жалобам потребителей проверки проводятся только после того, как потребитель прошел специальную процедуру — похожую на претензионный порядок, только для «физических лиц»: нужно обратиться к тому юридическому лицу, кто, по мнению потребителя, нарушил его права, и только в случае отказа или молчания, можно обращаться в контрольно-надзорный орган, который выйдет на проверку. Хорошая возможность уладить недоразумение, не доводя до конфликта и проверки.

Анонимок больше не будет: рассматриваются жалобы только от идентифицированных граждан

Важное законодательное нововведение — теперь обращения граждан, поступающие в Роспотребнадзор в электронном виде, служат основанием для проверок только если источник идентифицирован. Раньше сотрудники ведомства были обязаны реагировать на любые жалобы, включая явно неадекватные и поступающие по электронной почте от имени вымышленного персонажа. Теперь будут рассматриваться жалобы только от реально существующих граждан — это позволит сконцентрироваться на работе, не отвлекаясь на анонимные «ложные вызовы».

Будут введены чек-листы — новый инструмент проверок

С середины 2017 года, после выхода Постановления Правительства РФ Роспотребнадзор будет проводить проверки с использованием чек-листов, которые являются по сути, списком требований, обязательных к исполнению. Предприниматели будут знать содержимое чек-листов, поэтому к проверкам будет легко подготовиться — и легко проверить себя.

Контрольные закупки: новая форма контроля, которая избавит от проверок

Понятие Контрольной закупки предусмотрено Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и для возможности ее применения Роспотребнадзором подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите потребителей» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». С ее помощью Роспотребнадзор сможет выявить проблемную продукцию либо убедиться, что все в порядке, и не беспокоить предпринимателей и корпоративных юристов проверкой. М.Орлов пояснил, что, если контрольная закупка покажет, что продукция действительно та, которая заявлена, и никаких нарушений нет, то проверок не последует, и бизнес такую закупку, скорее всего, даже не заметит.

Новый сайт Роспотребнадзора: zpp.rospotrebnadzor.ru

Сайт запущен в 2016 году, в соответствии с актом федерального Правительства. Ориентирован в первую очередь не на бизнес — а на потребителей. Тем не менее, предприниматели и корпоративные юристы могут использовать информацию, полезную для понимания логики, планов и ориентиров ведомства. Сейчас сайт все еще активно развивается, но уже насыщен полезной информацией. В частности, там есть (и будет добавляться) информация о результатах надзорной деятельности и, что особенно полезно, судебная практика — как по арбитражным судам, так и по судам общей юрисдикции.

Особое внимание — электронной коммерции

Глобализация уже давно не предмет дискуссий, а реальность: сегодня мы покупаем товары и услуги онлайн, а продавцом зачастую оказывается бизнесмен из другого города, региона, страны, континента. Основные проблемы связаны с неурегулированностью трансграничной торговли в смысле рисков для потребителей. Механизмы защиты ищут все — вопрос недавно в очередной раз обсуждался на Всемирном дне защиты прав потребителей, который состоялся в Берлине в рамках мероприятий «большой двадцатки». Аналогичная работа ведется и в рамках Евразийской экономической комиссии. Если поставщик находится в другой юрисдикции, возникают специфические вопросы. Как предъявлять претензии в связи с нарушением прав потребителей? Как разрешать возникающие споры? Отдельная тема — цифровой формат услуг. Примеры — электронные полисы ОСАГО, банки без физических представительств, продавцы-агрегаторы туристических путёвок и билетов, и т. д.

По окончании выступлений представители Роспотребнадзора ответили на вопросы участников круглого стола о конкретных проблемах, с которыми столкнулись их компании.

Закрывая круглый стол, Александра Нестеренко еще раз поблагодарила спикеров и гостей. «Степень подготовки, скрупулёзность и глубина ответов поразительны, — отметила А. Нестеренко. — И мне бы очень хотелось, чтобы мы тоже были вам полезны, возможно, в рамках Стратегии, которая, как я понимаю, уже к лету должна быть утверждена. Пожалуйста, привлекайте нас». Напоследок она поблагодарила за помощь в подготовке мероприятия присутствовавших советников юридической фирмы «ЮСТ» Дмитрия Серёгина и Игоря Пастухова и поздравила с 25-летием фирмы — которое совпало с 25-летием Закона «О защите прав потребителей». Кроме того, она призвала коллег к новым продуктивным встречам на мероприятиях ОКЮР — в частности, к подготовке запросов в Роспотребнадзор, которые будут направлены в ведомство от имени ОКЮР и послужат как решению конкретных проблем юристов и организаций, которые они представляют, так и бизнес-сообщества в целом.



Информационные партнёры

Фотогалерея события

1–2122–4243–6364–8485–105106–126127–147148–160