Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
«Диалог с властью» — Диалог с Роспатентом: «Перезагрузка. Роспатент как единый регулятор в сфере интеллектуальной собственности. Грядущие изменения в целях улучшения гражданско-правового оборота результатов интеллектуальной деятельности»
Посмотреть презентации и видео круглого стола >>(только для членов ОКЮР) |
21 июля 2016 года в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации в формате круглого стола состоялась встреча членов ОКЮР с представителями Федеральной службы по интеллектуальной собственности Российской Федерации (Роспатент) и Министерства культуры Российской Федерации (Минкультуры России), организованная Объединением Корпоративных Юристов при поддержке юридической фирмы «ЮСТ».
Спикерами выступили руководитель Роспатента Григорий Ивлиев, заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий, начальник Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Дмитрий Травников и советник отдела этого же Управления Анна Роголева, начальник Управления международного сотрудничества Наталья Бузова, начальник отделения «Палата по патентным спорам» Федерального института промышленной собственности (ФИПС) Наталья Ложкина, начальник отделения «Товарные знаки и регистрации» ФИПС Роман Захаров, начальник отделения информационных технологий ФИПС Федор Востриков, директор нормативно-правового департамента Минкультуры России Наталья Ромашова, заместитель директора нормативно-правового департамента — начальник отдела правовой экспертизы Минкультуры России Ксения Мирясова, генеральный директор Национального реестра интеллектуальной собственности Николай Дуксин.
Александра Нестеренко, Президент Объединения Корпоративных Юристов, открыла круглый стол, поблагодарив Роспатент за столь представительное участие и подчеркнув важность прямого диалога между представителями ведомства и корпоративными юристами, специализирующимися в области интеллектуальной собственности. С каждым годом интеллектуальная собственность и новые технологии играют всё большую роль в экономике, поэтому ОКЮР уделяет пристальное внимание спорным вопросам в этой сфере на своих конференциях и в рамках круглых столов на Петербургском Международном Юридическом Форуме.
Приветствуя участников круглого стола, вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил актуальность дискуссии, обратив внимание на тенденции современной экономики, в соответствии с которыми значимость нематериальных активов постоянно возрастает, особенно по сравнению с фундаментальными, но уже уходящими в прошлое, материальными активами. Сегодня экономическими гигантами являются не компании, занимающиеся разработкой полезных ископаемых, как было раньше, а информационно — технологические компании — Microsoft, Google, Apple. К примеру, у крупнейшей в мире транспортной компании Uber даже нет своего автопарка. Таким образом, одним из основных направлений деятельности юридического сообщества становится обеспечение эффективной охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Руководитель Роспатента Григорий Ивлиев поделился с участниками планами и ожиданиями по реформированию системы Роспатента.
Сложившаяся ситуация с разделением полномочий в сфере интеллектуальной собственности между разнородными государственными органами — Минобрнауки, Минэкономразвития, Минкультуры России диктует потребность в создании единого регулятора интеллектуальной собственности, которым, бесспорно, должен стать Роспатент.
Г. Ивлиев отметил, что, несмотря на текущий потенциал и возможности, часть вопросов Роспатентом просто не решается. Если на международном направлении полномочий у патентного ведомства больше чем достаточно, поскольку ведомство является официальным представителем государства по всем вопросам интеллектуальной собственности на международной арене, то внутри страны — ситуация обратная.
Так, обладая огромным штатом экспертов по промышленным образцам, Роспатент не участвует в процессе ратификации Женевского акта Гаагского соглашения по международной регистрации промышленных образцов, который Минобрнауки России пытается ратифицировать уже три года.
Кроме того, Роспатент неоднократно поднимал вопрос о принятии стратегии развития интеллектуальной собственности, чему препятствует, однако, отсутствие в стране единого регулятора ИС.
Руководитель Роспатента отметил, что наделение ведомства функциями единого регулятора будет способствовать совершенствованию государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере ИС, содействию коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности, развитию системы управления авторскими правами.
Одним из главных направлений деятельности Роспатента сегодня является передача бизнесу всех возможностей и инструментов по управлению ИС.
При этом Г. Ивлиев заметил, что только Роспатент, а именно, ФИПС, обладает достаточными базами данных, необходимыми для проведения качественного поиска в ходе экспертизы. Таким образом, предполагая в будущем передать поисковые функции сторонним организациям, Роспатент планирует предоставлять доступ к таким информационным базам всем желающим на платной основе. Обеспечить возможность такого доступа Роспатент собирается на основании проведения масштабной информатизации ведомства.
Другой задачей Роспатента является передача подведомственным организациям части своих функций. В связи с этим планируется создание ряда новых подразделений в существующих бюджетных учреждениях: аналитического центра — в ФИПС, центра оценки ИС — в ФАПРИД и центра медиации — в РГАИС. Что касается последнего подразделения, докладчик особо подчеркнул, что подобный центр будет иметь большую востребованность, поскольку в 90% случаях стороны спора приходят к мирному соглашению в отношении спорной ИС. Также введение функций по медиации позволило бы «разгрузить» Суд по интеллектуальным правам (СИП) и иные суды.
Также докладчик акцентировал внимание участников круглого стола на том, что подача в Роспатент заявки в электронной форме дает практическое конкурентное преимущество, поскольку электронная переписка и документооборот значительно ускоряют процедуру принятия решения о государственной регистрации.
В завершение своего выступления руководитель Роспатента дал краткий комментарий относительно эффективности единого реестра интеллектуальной собственности, отметив, что возможность полноценного функционирования такого реестра сомнительна, существование же подобного реестра по авторскому праву и вовсе невозможно. При этом Г. П. Ивлиев заметил, что создание отдельных реестров целесообразно. Примером является НРИС, поддерживаемый Роспатентом.
Заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий рассказала о планах развития законодательного и подзаконного регулирования деятельности Роспатента в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Спикер отметила, что результатом трудоемкой работы Роспатента и его подведомственных учреждений явилось утверждение 25 административных регламентов, устанавливающих порядок оказания 25 из 26 видов государственных услуг, предоставляемых Роспатентом. На согласовании в Министерстве экономического развития РФ в настоящее время находится последний регламент, определяющий процедуру деятельности апелляционной и квалификационных комиссий Роспатента, а также предусматривающий контроль за деятельностью патентных поверенных. Кроме того, уже вступили в силу 44 нормативных правовых акта, также недавно разработанных патентным ведомством и принятых Минэкономразвития России.
Роспатент был создан как орган, осуществляющий, главным образом, государственную патентную экспертизу. Однако фактически все функции, связанные с экспертизой, в действительности, осуществляет Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) (который, кстати, 22 июля отмечает свой 56 день рождения). В связи с этим был разработан законопроект о внесении изменений в статью 1246 ГК РФ, направленный на передачу части полномочий Роспатента по осуществлению отдельных юридически значимых действий, связанных с предоставлением государственных услуг (экспертиза, принятие решений, публикация сведений об объектах интеллектуальной собственности, внесение в реестр), подведомственным ему федеральным государственным бюджетным учреждениям, а именно, ФИПС. Данная мера позволит привести нормативно-правовые акты в соответствие с реальным положением: решения будут подписываться специалистами, осуществившими экспертизу.
В стадии обсуждения в Роспатенте находится вопрос о введении процедуры оппозиции в отношении товарных знаков, которая подразумевает отказ от проведения экспертизы по относительным основаниям. Проверка по указанным основаниям перекладывается, таким образом, на самих правообладателей. В таком случае заинтересованные лица могут подать возражение против решения о регистрации по заявке в течение трех месяцев, причем как по относительным, так и по абсолютным основаниям. Как отметила заместитель руководителя Роспатента, это позволит сократить срок регистрации товарного знака с 18 до 9 месяцев.
В Роспатенте также обсуждается вопрос о передаче на аутсорсинг функций по информационному поиску при экспертизе заявок на объекты патентного права сторонним аттестованным организациям, поскольку 80% трудозатрат при процедуре рассмотрения заявки связано именно с проведением информационного поиска.
Кроме того, рассматривается вопрос об изменении системы взимания пошлин и увеличении их размера. Предполагается увеличить размер пошлин, чтобы поступающие в бюджет Российской Федерации суммы можно было направить не только на покрытие издержек в связи с экспертизой, но и на развитие самого Роспатента, который испытывает существенную нехватку финансирования. Однако, как заметила докладчица, указанные изменения не затронут существующие льготы по пошлинам, предоставляемые социально-незащищенным слоям населения, малому бизнесу, научным работникам и организациям.
Еще один проект Роспатента направлен на реформирование института патентных поверенных — создание объединений патентных поверенных по аналогии с адвокатскими палатами и с возложением на соответствующие организации полномочий по контролю за деятельностью патентных поверенных и качеством предоставляемых ими услуг, поскольку настоящие контрольные функции Роспатента в данной области ограничены.
Докладчик также указала на необходимость разработки правил, регулирующих порядок принятия Правительством РФ решений о предоставлении права использования запатентованного объекта без согласия патентообладателя в интересах обороны и безопасности. Л. Кирий подчеркнула, что понятие «безопасности» должно трактоваться широко и может включать в себя меры, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций, эпидемий, эпизоотий и т. д.
Директор нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ Наталья Ромашова рассказала, какие проблемы, связанные с реформированием обществ, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, существуют в России.
Так, часть сообщества выступает за отмену системы аккредитованных авторских обществ, осуществляющих так называемое расширенное коллективное управление, а именно, сбор вознаграждений без заключения соответствующих договоров с авторами произведений, в то время как система распределения собранных организацией денежных средств остается неясной. Докладчик указала, что в современных условиях отменить расширенное коллективное управление не представляется возможным. Так, авторы просто не имеют физической возможности самостоятельно проконтролировать всякое использование их произведений, что особенно затрагивает изготовителей фонограмм и обладателей иных смежных прав. Негативно такая реформа скажется и на пользователе произведений: вместо одного договора с авторским обществом ему придется заключать множество договоров на разные объекты с различными авторами и их представителями.
В связи с этим Минкультуры России предлагает осуществить постепенное реформирование системы коллективного управления авторскими правами в несколько этапов. На первом этапе планируется придать деятельности аккредитованных организаций больше прозрачности и открытости, причем не только для государственных органов, но и для общественности.
В связи с этим разработан законопроект о внесении изменений в четвертую часть ГК РФ и в КоАП РФ, предусматривающий:
- создание в аккредитованных организациях наблюдательного совета (состоящего из представителей не только самой организации, но и государственных органов, общественности), осуществляющего контроль за финансовой деятельностью организаций, а также за порядком формирования фондов, направленных на финансирование творческой деятельности, которые также создаются авторскими обществами;
- закрепление обязанности организации раскрывать информацию о своей деятельности;
- отнесение к компетенции Правительства РФ функции по установлению максимального размера сумм, которые авторские общества вправе удерживать из вознаграждения для покрытия своих издержек, поскольку на сегодняшний день размеры удержаний устанавливаются каждой организацией самостоятельно;
- обязанность организации ежегодно проводить независимый финансовый аудит с размещением результатов для всеобщего сведения;
- введение в КоАП РФ административной ответственности за несоблюдение требования о проведении обязательного аудита;
- предложение организациям создавать информационные подсистемы — личные кабинеты — для контроля за поступлением вознаграждений авторами.
Следующий этап реформы предполагает усиление контроля за деятельностью авторских обществ со стороны государственных органов, в частности, путем введения возможности осуществления внеплановых проверок.
С просьбой дать некоторые разъяснения к докладчице обратилась главный юрист по интеллектуальной собственности Мариинского театра Елена Мочалова. Так, члены ОКЮР попросили прокомментировать информацию из прессы о том, что на смену Российскому авторскому обществу (РАО) придет иная организация, или что общество объединилось с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российским союзом правообладателей (РСП). И надо ли продолжать в связи с этим договорные отношения с РАО?
Наталья Викторовна ответила, что РАО продолжает оставаться аккредитованной организацией по управлению авторским правами на коллективной основе. Для того чтобы на смену обществу пришла другая организация необходимо, чтобы РАО лишили аккредитации, или оно само от нее отказалось. В связи с этим пользователям не стоит беспокоиться о судьбе уже заключенных с РАО договоров.
Ситуацию с объединением РАО с другими организациями прокомментировала заместитель директора Нормативно-правового департамента — начальник отдела правовой экспертизы Минкультуры России Ксения Мирясова.
К. Мирясова рассказала, что, действительно, в свое время обсуждался вопрос о слиянии РАО с ВОИС и РСП для создания единого субъекта, соединяющего функции организации по управлению коллективными правами и функции профсоюза деятелей культуры. Однако юридического оформления данная инициатива не получила. При этом у общественности смена РАО своего наименования на «Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» вызвала недопонимание. В этой связи в этом году РАО вернуло свое прежнее наименование. Поэтому никакого объединения организаций не было, была обычная смена наименования, которая при этом никак не повлияла на организационно-правовую форму общества: с точки зрения формы оно не стало профсоюзом.
Продолжив выступление, представитель Минкультуры России отметила, что, по ее мнению, необходимость создания единого реестра результатов интеллектуальной деятельности на федеральном уровне отсутствует. Согласно официальной позиции Минкультуры России подобные реестры могут и должны создаваться самими правообладателями, пользователями и иными заинтересованными лицами, поэтому министерство положительно относится к недавно начавшему свою работу Национальному реестру интеллектуальной собственности (НРИС).
В связи с тем, что была затронута тема Национального реестра интеллектуальной собственности Любовь Кирий предложила взять слово генеральному директору НРИС Николаю Дуксину, который рассказал о функционировании и перспективах развития реестра.
НРИС представляет собой многофункциональную инфраструктурную площадку, созданную для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности. Благодаря реестру авторы, правообладатели и пользователи имеют возможность быстро и эффективно коммуницировать друг с другом, заявлять о своих правах и защищать их. Уже сейчас реестр обладает удобным инструментарием поиска, который в дальнейшем будет еще больше усовершенствован. Кроме того, в скором времени будут введены система идентификации пользователей и инструментарии, позволяющие правообладателям и иным третьим лицам самостоятельно вносить в реестр результаты интеллектуальной деятельности, а также осуществлять мониторинг за их использованием.
Далее, дискуссия круглого стола продолжилась выступлением начальника отделения «Палата по патентным спорам» ФИПС Натальи Ложкиной, темой которого было реформирование процедуры рассмотрения дел в палате по патентным спорам (ППС). Докладчик обратила внимание слушателей на то, что административная процедура по рассмотрению споров в палате не является государственной услугой, оказываемой Роспатентом, и, следовательно, не регулируется административными регламентами, рассматриваемыми выше.
В связи с этим был разработан проект новых нормативных документов — Правил составления и подачи возражений и Правил рассмотрения возражений, призванных заменить действующие нормативные правовые акты 2003 года. Новыми правилами, в частности, предусматривается классификация возражений по видам. Кроме того, правила устанавливают особые требования к содержанию возражений по оспариванию патента, а именно, обязанность в обоснование своего заявления ссылаться на конкретную норму законодательства, более четко формулировать свою позицию, указывать страницу источника, на которую заявитель ссылается при оспаривании новизны и изобретательского уровня.
Также новые правила предусматривают возможность использования видеоконференцсвязи для участия в рассмотрении спора и процедуру подачи возражений в электронном виде. Вводятся ограничения права на корректировку формулы изобретения — будет доступна только однократная корректировка при условии, если такое изменение не ведет к необходимости проведения дополнительного поиска.
Отвечая на вопрос членов ОКЮР о принципах формирования состава коллегии, Н. Ложкина заметила, что порядок назначения коллегии не урегулирован каким-либо ведомственным актом, однако, при этом, определяющим фактором всегда служит тематика возражения.
Не могли участники круглого стола обойти вопрос «патентного троллинга», не снижающего своей остроты. Н. Ложкина и Л. Кирий обратили внимание на то, что для успешной борьбы против «троллей» путем доказывания отсутствия нарушения или оспаривания действительности патента необходимо более тщательно подходить к доказыванию использования или известности всей совокупности признаков формулы, включая назначение (если оно указано в формуле).
Так, попавшая под удар аптечная сеть «РИГЛА» пока безуспешно пыталась доказать отсутствие новизны и изобретательского уровня изобретения «держатель для метки циферблата часов», а также отсутствие фактов нарушения патента. На деле же изобретение представляло собой простую коробку, новизна которой была связана с назначением технического решения. В этом случае, по мнению представителей Роспатента, сам спор должен был закончиться в суде при более внимательном изучении патента, поскольку несмотря на кажущееся сходство конструкции, аптека, очевидно, не продает «держатель для метки циферблата часов».
В связи с этим было отмечено, что Роспатентом в настоящее время готовится разъяснение норм, связанных с установлением факта использования изобретения.
Дискуссия по этому вопросу вызвала живой интерес у практикующих юристов. Советник юридической фирмы «ЮСТ» Дмитрий Серегин обратил внимание на то, что одна из причин процветания троллинга связана с тем, что оспаривание патента гораздо сложнее и затратнее, чем процедура его получения в Роспатенте. На этом основании Дмитрий высказал соображение о необходимости существенного упрощения процедуры оспаривания патентов, особенно в отношении «очевидно недостойных изобретений».
В качестве одного из вариантов подобных мер Дмитрий предложил предусмотреть возможность оспаривания нескольких патентов по разным основаниям путем подачи единого возражения. Это поможет ускорить производство и существенно сократить расходы по оспариванию патента.
Затем слово перешло к советнику Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента Анне Роголевой, которая в своем выступлении осветила последние нововведения в сфере патентования промышленных образцов (ПО).
Спикер отметила, что в заявке на получение патента больше не требуется указывать перечень существенных признаков промышленного образца, в патентное ведомство необходимо представить только заявление и изображение ПО. Появилась возможность запатентовывать в качестве ПО объекты архитектуры, промышленные, гидротехнические и иные стационарные сооружения, а также объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ. Подзаконным актом были введены уточнения к требованию единства промышленного образца, которыми из «группы промышленных образцов» была исключена группа, представляющая собой целое и часть (к примеру, автомобиль и колесо).
Кроме того, в целях проверки оригинальности ПО и установления факта использования ПО в изделии было введено понятие гипотетического «информированного потребителя».
Выступление следующего спикера — Дмитрия Травникова, начальника Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента, было посвящено применяемому в России принципу исчерпания исключительного права на товарный знак и непосредственно связанной с ним проблемой параллельного импорта.
Так, в настоящее время в России применяется региональный принцип исчерпания исключительных прав на товарные знаки, выбор которого был обусловлен необходимостью обеспечения свободы движения товаров в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В рамках выработки предложений по дальнейшему применению принципа исчерпания исключительного права на товарный знак подготовлены изменения в Договор о ЕАЭС, предусматривающие возможность установления исключений из применения регионального принципа в отношении определённых категорий товаров на временной основе. Основаниями для таких исключений могут служить отсутствие товара на рынке ЕАЭС, в том числе в достаточном количестве и по адекватным ценам, а также иные социально-экономические интересы государств-членов ЕАЭС. При этом центром принятия решения должен выступать Евразийский межправительственный совет.
При ответе на вопросы участников докладчик отметил, что внесение в Договор о ЕАЭС указанных изменений позволит легализовать параллельный импорт в отношении только определенных категорий товаров, в частности, автомобильных запчастей, медицинского оборудования и лекарственных средств.
Кроме того, Д. Травников обратил внимание слушателей на то, что параллельный импорт подразумевает, что ввозится не дешевый аналог оригинальной продукции, а та же самая продукция действительного правообладателя, которая, однако, предназначена для реализации на другом рынке, и поэтому в силу различных субъективных и объективных причин может стоить дешевле. Одновременно, спикер указал, что даже в случае введения указанных изъятий из регионального принципа исчерпания исключительного права на товарный знак, параллельный импорт можно будет заблокировать, ссылаясь, например, на патент на изобретение (в основном речь идет о лекарственных препаратах), но здесь возможно будет применение института принудительных лицензий.
В завершение своего доклада начальник Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента указал на необходимость перехода от национального к региональному принципу исчерпания исключительных прав в отношении и других объектов интеллектуальной собственности, поскольку это отвечало бы существующей стадии экономической интеграции на евразийском пространстве.
Далее Наталья Бузова, начальник Управления международного сотрудничества Роспатента, осветила перспективы региональной защиты товарных знаков в рамках ЕАЭС. Спрос на товарные знаки и региональный характер исключительных прав диктует создание и развитие международных систем регистрации товарных знаков.
В настоящее время активно ведется процесс, направленный на создание единой системы регистрации и охраны товарных знаков одновременно во всех государствах-членах ЕАЭС. Кроме того, указанное направление деятельности прямо закреплено в ст. 89 Договора о Евразийском экономическом союзе, поэтому в целях реализации данного положения необходимо создание отдельного международного договора.
В связи с этим разработан Проект Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС, который заложит основы процедуры регистрации, впоследствии детализируемой в специальной инструкции. Проектом предусматривается, что правообладатель подает заявку на товарный знак ЕАЭС в любое из национальных патентных ведомств, которое проводит предварительную экспертизу заявки. Затем при положительном результате проверки заявка уже направляется на экспертизу в патентные ведомства других государств.
Также, Н. Бузова отметила, что предполагается введение Единого реестра объектов интеллектуальной собственности (ИС) государств — членов ЕАЭС (по аналогии с пока еще существующим реестром ИС в рамках Таможенного Союза), при этом внесение объектов ИС будет осуществляться на основании заявления самого правообладателя. В ходе выступления особо подчеркивалось, что концепция единого реестра не предполагает создание единого патентного органа ЕАЭС, регистрация будет осуществляться национальными ведомствами.
В развитие сообщения Григория Ивлиева о том, что на одном из мероприятий обсуждался вопрос «отмены интеллектуальной собственности» как таковой и замены ее выплатой авторских вознаграждений вице-президентом по корпоративным и правовым вопросам компании «МТС» Русланом Ибрагимовым было отмечено, что вопросы защиты интеллектуальной собственности не могут потерять свою актуальность, о чём свидетельствует, в частности, тот факт, что споры в этой сфере являются одними из самых дорогостоящих.
В качестве примеров Руслан привел спор таких титанов как Samsung и Apple. Также Руслан коснулся темы введения нового, уже пятого, поколения стандарта сотовой связи и тех вызовов, с которыми в этой связи придется столкнуться участникам рынка связи и телекоммуникаций. В завершение своего выступления им был поднят вопрос целесообразности применения общих принципов гражданского права, в частности, принципа недопустимости злоупотребления правом, при рассмотрении и разрешении споров в ППС.
В свою очередь Катерина Харитонцева, директор Юридического департамента ГК Роскосмос, подняла вопрос относительно инициативы по передаче функций по выдаче патентов в отношении разработок военного назначения в ведение Министерства обороны РФ. По мнению участников дискуссии, в свете наделения Роспатента полномочиями единого регулятора подобные разработки должны оставаться в ведении этого ведомства.
Далее руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы «ЮСТ» Денис Шумский затронул проблему нормативных сроков принятия Роспатентом решений и совершения юридически значимых действий.
В развитие данного вопроса с речью об актуальных вопросах экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков (ТЗ) выступил начальник отделения «Товарные знаки и регистрации» ФИПС Роман Захаров. Докладчик рассказал, что ФИПСом был принят ряд мер, направленных на сокращение срока проведения экспертизы до десяти месяцев к концу 2016 года и до семи месяцев к концу 2017 года, а также на повышение качества оказываемой услуги. . К таким мерам относятся, в том числе, увеличение штата экспертов, совершенствование и модернизация программного обеспечения, применяемого ведомством, а также принятие изменений, касающихся методологии экспертизы. В связи с этим Р. Захаров отметил, что теперь наблюдается значительное сокращение ссылок на интернет-источники, кроме того, эксперты ориентированы на использование только проверенных источников (то есть не используются малопопулярные и недавно созданные интернет-сайты, статьи из Wikipedia и т. д. ). Кроме того, выступающий призвал правообладателей и их представителей перед подачей заявки самостоятельно осуществить предварительный интернет-поиск и в случае необходимости подать заявку с соответствующими комментариями.
Завершил программу выступлений заведующий отделением информационных технологий ФИПС Федор Востриков, поделившись перспективами расширения возможностей поиска в информационно-поисковой системе.
Имеющиеся на сегодня поисковые базы данных содержат информацию о 3,5 миллионах объектов ИС, зарегистрированных в РФ, и о более чем 100 миллионах объектов со всего мира. Однако большая часть баз данных доступна только экспертам ФИПС. Разработка новой поисковой системы (в том числе обеспечивающей поиск по изобразительным элементам знаков) предусмотрена программой информатизации Роспатента. В этой системе широкому кругу пользователей будет обеспечена возможность полнофункционального поиска по всем информационным массивам Роспатента.
Президент НП «ОКЮР» Александра Нестеренко поблагодарила спикеров и отметила, что первый круглый стол ОКЮР с руководством Роспатента прошёл очень успешно: ответы были получены на все вопросы, и члены ОКЮР с радостью продолжат этот разговор. А. Нестеренко поблагодарила партнера юридической фирмы «ЮСТ» Анну Котову-Смоленскую за помощь в организации круглого стола, позволяющего наиболее эффективно обсудить актуальные проблемы, волнующие юридическое сообщество.