Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
XV Юбилейная научно-практическая конференция «Доверяй, но проверяй?» Конституционные стандарты и правовые реалии контрольно-надзорной деятельности. Перспективы развития риск-ориентированного контроля
В конференции принимают участие судьи Конституционного Суда Российской Федерации

«Контроль без вмешательства — это искусство, которое требует баланса»
GiGA Chat
Риск-ориентированный подход — это один из основополагающих принципов реформы контрольно-надзорной деятельности. Интенсивность контроля и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда охраняемым ценностям, тяжести потенциальных негативных последствий.
На примере наиболее острых конфликтов в сферах налогообложения, антимонопольного регулирования, антимонопольного комплаенса и природопользования раскроем проблемы, стоящие на пути эффективной реализации концепции риск-ориентированного контроля, разберемся с причинами их возникновения. Юристы-практики обратят внимание КС РФ на недостатки законодательства, приводящие к ущемлению конституционных прав предпринимателей, и узнают судейскую оценку качества правового регулирования.
Наша цель — наметить меры, снимающие препоны эффективному развитию бизнеса в сложных условиях создания антисанкционных бизнес-моделей, освоения нетрадиционных рынков, закрепления новых хозяйственных связей.
12:00 — 12:30 Регистрация участников
12:30 — 12:40 Приветственное слово Александры Нестеренко, президента Ассоциации «НП «ОКЮР»
Часть 1. Конституционно-правовые стандарты контрольно-надзорной деятельности
Модераторы:
- Сергей Пепеляев, управляющий партнер Пепеляев Групп, адвокат, доцент юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ю.н.
- Михаил Гальперин, член Правления ПАО «Интер РАО», профессор НИУ ВШЭ, д.ю.н.
12:50 — 13:20 Правовые позиции КС РФ о пределах, формах и способах государственного контроля
- Гадис Гаджиев, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке, профессор юридического факультета НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, д.ю.н.
Часть 2. «Копай, детка, копай». Как Росприроднадзор учитывает риски недропользователей
Желание государства управлять операционной деятельностью природопользователей и взимать с них природную ренту в максимальных размерах вылилось в выхолащивание сути риск-ориентированного подхода в государственном экологическом и геологическом контроле (надзоре). Одни формы контроля постепенно дополняются другими, что на деле приводит к росту давления на бизнес. Природоохранные функции все чаще берут на себя прокуроры, которые инициируют проверки в отношении недропользователей, привлекая к участию специалистов Росприроднадзора. Расширяются перечни индикаторов риска и постоянно изменяются критерии присвоения уровня риска поднадзорным объектам. В результате присвоения более высоких уровней риска растет и частота проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Подобные примеры требуют конституционно-правовой оценки.
13:30 — 13:45 Проблемы организации контрольно-надзорной деятельности в рамках государственного федерального экологического надзора объектов ТЭК
- Жанна Седова, заместитель генерального директора – директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО «ЭЛ5-Энерго», доцент кафедры международного права РГУП, д.ю.н.
13:55 — 14:10 Практические аспекты и сложности взаимодействия с Росприроднадзором
- Дмитрий Горбунов, партнёр юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнёры»
14:20 — 14:35 Правовые позиции КС РФ по вопросам контроля за природопользованием
- Константин Байгозин, начальник управления конституционных основ публичного права Конституционного Суда Российской Федерации, к.ю.н.
14:45 — 15:00 Дискуссия членов ОКЮР
- Олег Белоусов, директор по вопросам в области КНД и экологии РУСАЛ
- Олег Мизгирев, старший бизнес-партнёр, юридическая поддержка СИБУР
15:00 — 15:30 Кофейная пауза
Часть 3. «Несите ваши денежки...» Технологический прогресс и изменение форм налогового контроля
ФНС России является лидером внедрения в контрольную деятельность технологических инноваций. От налогового мониторинга до онлайн кассовых аппаратов – спектр технических средств, приемов и методов контроля весьма широк. Но и в тех случаях, когда фискальные риски оказываются на виду, отживающие себя формы контроля (камеральные и выездные проверки др.) процветают. Налогоплательщики, нагруженные дополнительными затратами на налогово-контрольные инновации, мало что получают в качестве бонусов за прозрачность. Они несут риски неопределенности и вынуждены содержать раздутые штаты для администрирования всех форм налогового контроля.
Обсудим варианты решения проблемы.
15:35 — 15:50 Налоговый мониторинг и проверки. В поисках баланса: основания для назначения проверок участникам мониторинга, соблюдение принципа законности при назначении проверок участникам мониторинга, обоснованность или недопустимость «двойного контроля»
- Наталья Коваленко, партнёр Пепеляев Групп, к.ю.н.
16:00 — 16:15 Виталий Званков, начальник правового управления ФНС России
16:25 — 16:40 Цифровизация не для всех: когда непредоставление информации налогоплательщикам влечет дополнительные сложности и издержки. О проблемах защиты со стороны налогоплательщиков: непрозрачность Федерального реестра предполагаемых выгодоприобретателей и обстоятельств получения данных по обмену финансовой информацией; ограниченность доступа к информации налогоплательщиков; сложности в проведении налоговой реконструкции по 54.1 НК РФ
- Сергей Варламов, управляющий партнёр юридической фирмы «Деловой фарватер»
Часть 4. «Броненосец в потемках». Риск-ориентированный контроль в антимонопольной сфере
В 2018 г. Правительство РФ утвердило критерии отнесения деятельности хозяйствующих субъектов к определённой категории риска. Присвоенную категорию можно снизить, внедрив, к примеру, систему антимонопольного комплаенса. Предпринимателей будто подталкивают к внедрению такой системы. Но стоит ли игра свеч? Да, уровень риска снизится, как и количество проверок, но защитит ли система от претензий антимонопольного органа в будущем, ведь на практике компании, внедрившие комплаенс, также привлекают к административной ответственности? Каковы гарантии того, что лицо, внедрившее такую дорогостоящую систему и поддерживающее ее работу, сможет рассчитывать, что это будет учтено государством?
Все эти вопросы требуют вдумчивых и взвешенных ответов, которые мы постараемся найти в ходе сессии.
16:50 — 17:00 Эволюция смысла: изменение подхода бизнеса к задачам антимонопольного комплаенса
- Аркадий Лисин, начальник управления нормативно-правового регулирования ООО "АИМ "Менеджмент", ответственный секретарь рабочей группы в сфере развития конкуренции при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы
17:10 — 17:25 Броненосец в потёмках или нить Ариадны
- Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России
17:35 — 17:50 Дискуссия членов ОКЮР
- Алексей Андронов, главный юридический советник ГК «Мегаполис»
17:55 — 18:10 Государственный контроль над предпринимательством: конституционный баланс интересов для общего блага
- Андрей Бушев, судья Конституционного Суда Российской Федерации, к.ю.н.
18:15 — 18:30 Подведение итогов конференции
Регистрация на мероприятие будет проводиться до 12:00 13 мая 2025 г. (включительно)
Предварительное подтверждение участия обязательно!
Для членов ОКЮР — мероприятие бесплатное!
Условия участия и регистрация:
Katerina.Dedich@rcca.com.ru