Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
Антимонопольный форум Объединения Корпоративных Юристов при поддержке Федеральной антимонопольной службы и Евразийской экономической комиссии «Конкурентное правоприменение в 2025 году: национальный и наднациональный фокус»
«Конкуренция это как игра в шахматы. Если вы проиграли, всегда можно сыграть еще один раунд...»
Джек Ма (основатель Alibaba)
Предписания Федеральной антимонопольной службы о взыскании полученного дохода привнесли оживленную дискуссию в экспертное сообщество. Регулятор распаковал «спящие нормы» для пресечения злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренцией. В это же время правоохранительные и надзорные органы начали чаще использовать факты, установленные в антимонопольных делах в уголовном или судебном преследовании нарушителей законодательства.
Евразийская экономическая комиссия активно включилась в исследование рынков и обсуждает возможности изменения наднационального регулирования с точки зрения гармонизации полномочий регулятора и устранения правовых пробелов. Существенное значение будет иметь подход Комиссии к продуктовым и географическим границам трансграничных рынков в условиях стремительного изменения информационно-коммуникационных технологий, глобализации и самих товаров.
Антимонопольный форум ОКЮР при поддержке ФАС России и ЕЭК состоялся 20 марта 2025 г. Александра Нестеренко, президент ОКЮР, открывая форум, отметила, что впервые самые острые вопросы антимонопольной повестки будут обсуждаться сразу в двух плоскостях: не только на уровне национального регулирования, но и с учетом практики ЕЭК.
О недавних законодательных изменениях и планах на 2025 г. рассказала начальник Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская. Основные предложения — увеличение административной ответственности за непредставление ходатайств экономконцентрации, отмена антимонопольных иммунитетов, унификация процедуры отраслевых торгов и подсудности тарифных споров, спецправила для нетранзакционных платформ.
Оксана Токарева, руководитель аппарата общественного представителя Уполномоченного по антимонопольному законодательству, руководитель GR направления «ТехноНИКОЛЬ», отметила, что регулятор готов к диалогу и обратила внимание на важные бизнесу вопросы: отмена антимонопольных иммунитетов – может снизить инвестиции в отечественные исследования и новые разработки; пороговую стоимость активов объекта экономконцентрации в целях предварительного согласования сделок с ФАС – предложено бессрочно увеличить до 2 млрд руб.; закрытость критериев риска в ГИС «Антикартель».
Начальник Управления по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок ФАС России Олег Дубков, остановился на правовых основах для ГИС «Антикартель», ее архитектуре. 1-я очередь системы создана и аттестована в 2024 г. на платформе «Гостех». Сейчас служба работает над 2-й очередью системы, предполагающей внедрение анализа информации с помощью элементов искусственного интеллекта на основе большой языковой модели.
Елена Соколовская, партнер и руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп», модератор, рассказала, как развитие рынка электронной коммерции повлияло на состояние конкуренции, проанализировала дела о нарушении антимонопольного законодательства на маркетплейсах и назвала практики, которые потенциально могут быть признаны недобросовестным поведением.
Евгения Борзило, профессор Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры», выделила тенденции в судебной практике по недобросовестной конкуренции: устранение деформации, когда нормы закона применяются для пресечения недобросовестности; оценку действий регулятора по анализу рынков, и призвала бизнес не недооценивать антимонопольные риски и использовать частные иски для защиты.
Начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Ангелина Богатырева, сообщила о рассматриваемых службой делах фармкомпаний, которые ввели в оборот дженерики лекарственных препаратов, оригиналы которых были защищены действующими патентами. Спикер напомнила, что такие действия – недобросовестная конкуренция.
Анастасия Тараданкина, партнер Delcredere, модератор, рассказала о способах минимизации рисков ценовых нарушений, подчеркнув, что компаниям важно отслеживать динамику изменений цен и себестоимости товаров и быть готовыми обосновать регулятору любые серьезные колебания.
Надежда Шаравская, начальник управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России, отметила активное развитие института добровольных ценовых обязательств среди крупных ретейлеров и рассказала о развивающейся практике службы в сфере ценовых нарушений.
Татьяна Семенова, руководитель по правовому сопровождению антимонопольного и административного регулирования Газпромнефть Экспертные решения, поделилась анализом перспектив развития динамического ценообразования. Она заметила, что динамическое ценообразование может быть адаптировано к различным сферам экономики с использованием отечественных разработок в сфере ИИ и Big Data.
Надия Гореславская, партнёр юридической фирмы «Меллинг, Войтишкин и партнёры», рассказала, что затратный метод остается ключевым при анализе регулятором обоснованности цен, остановилась на методах, используемых при анализе сырьевых товаров, и рекомендовала компаниям включать принципы ответственного ценообразования в свои ценовые политики.
Ирина Николаичева, начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России, отметила, что регулятор уже выдал предупреждение маркетплейсам в отношении автоакций с требованием участия продавцов в акциях платформ только после явного согласия. В 2025 году ФАС продолжит проводить масштабные анализы цифровых рынков.
Павел Палкичев, руководитель международного блока антимонопольной практики Яндекс Го, рассказал, что для цифровых сервисов важно балансирование спроса и предложения и разработка разных пользовательских сценариев, которые влияют на итоговую стоимость услуг.
Вацлав Макарский, руководитель антимонопольного направления Хедхантер, отметил, что платформе с многообразием групп пользователей очень сложно установить четкую структуру издержек. Поэтому для обоснования ценообразования на цифровых рынках важно учитывать различные бизнес-метрики и демонстрировать рост качества услуги в случае роста цены на нее.
Ирина Князева, профессор, руководитель Центра исследования конкуренции и экономики Сибирского института управления РАНХИГС, член научно-методического совета ФАС России, подчеркнула, что компаниям важно находить баланс между маркетинговыми инструментами и требованиями закона к ценообразованию. Без четкой сегментации рынка под скидочные программы и акции существует высокий риск нарушения закона о конкуренции.
Модератор Мухамед Хамуков, Озон, обратился к члену Коллегии (министру) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Максиму Ермоловичу с вопросами о направлениях работы блока ЕЭК по конкуренции в 2025 году. Министр подчеркнул, что за 10 лет работы Комиссии со странами ЕАЭС выстроилась конструктивная работа, отметив создание условий для эффективной работы института мотивированного представления в законодательстве стран, направление которого позволяет совершать определённые юридические действия для проведения расследований Комиссией. Министр информировал о перечне секторов и рынков, оценка состояния конкуренции на которых начата Блоком в 2025 г.
Сергей Беляков, председатель правления Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития рассказал какие основные вызовы и барьеры возникают в процессе межрегионального взаимодействия между странами ЕАЭС в части движения товаров, капитала и людей, а также озвучил меры, которые могло бы способствовать улучшению трансграничной торговли.
Елена Бычкова, Управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация Цифровой Казахстан» заметила, что интерес к цифровым рынкам со стороны Антимонопольных регуляторов, как к новому явлению, понятен, но изучение рынков, основанное на Методике оценки состояния конкуренции, ограничивает Антимонопольные органы в выборе инструментов и методов – двусторонний взаимовыгодный диалог между бизнесом и регуляторами мог бы в результате привести к обоюдным практически полезным выводам.
Артур Будурян, председатель комиссии по антимонопольному праву и конкуренции международной торговой палаты Республики Армении, высказал следующее мнение в отношении влияния алгоритмов при трансграничных нарушениях и необходимости адаптации законодательств: «Необходимость изменений на законодательном уровне для регуляции нарушений с использованием алгоритмов зависит от вида алгоритмов которые регулятор намерен регулировать. Необходим четкий подход регуляторов к вопросу о негласных коллизий (tacit collusion) которые до недавнего времени экономистами считались невозможными. Применение алгоритмов хозяйствующими субъектами само по себе осложняет процесс выявления нарушений, тем более на трансграничных рынках. Это обусловлено тем что доступность интернета позволяет применять алгоритмы как минимум для мониторинга и управления действий партнеров не только на близ лежащих территориях но и на трансграничных рынках».
Сергей Максимов, директор Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК, поделился, как складывается взаимодействие ЕЭК с судебной системой Союза, выделил тренды в работе с судебной системой и привел судебную новеллу по вопросу об использовании претензии в качестве инструмента недобросовестнойконкуренции. Отметил исключительность полномочий Суда ЕАЭС в части рассмотрения жалоб на решения Коллегии ЕЭК по делам о нарушениях общих правил конкуренции на трансграничных рынках, выдачи консультативных заключений по разъяснению положений Договора о ЕАЭС, в том числе по вопросам антимонопольного регулирования.
Адель Калиев, руководитель направления ЕАЭС и Казахстан антимонопольной практики Delcredere, осветил возможности обращения в ЕЭК за защитой свои прав и законных интересов на трансграничных рынках. В частности, обращение в ЕЭК позволяет получить данные о возможном нарушении правил конкуренции на всех пяти странах ЕАЭС. ЕЭК обобщает и аккумулирует лучшие практики по делам о нарушении конкуренции.
Заместитель руководителя Секретариата Суда ЕАЭС - начальник экспертно-аналитического отдела Кирилл Энтин в своем выступлении отметил, что при рассмотрении дел в сфере общих правил конкуренции Суд уделяет большое внимание вопросам доказаности совершения нарушения, а также соблюдению Комиссией процедурных требований и права на защиту.
Андрей Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, в интервью с модератором Марией Кобаненко, партнером ЕПАМ, рассказал о текущих тенденциях и изменениях в применении Закона об иностранных инвестициях в стратегические общества (Закон № 57-ФЗ) и представил срез практики и подходов регулятора по рассмотрению сделок и ходатайств, а также примеры из судебной практики.
Маргарита Белякова, независимый директор частных компаний, академический руководитель программы ВШЭ «Директор департамента корпоративного управления», обратила внимание на законопроект о внесении изменений в Закон № 57-ФЗ: стратегическими согласно законопроекту должны признаваться не только общества, осуществляющие стратегический вид деятельности или имеющие лицензию на ее осуществление, но и любые общества, имеющие возможность в том числе с наличием необходимых материально-технических и производственно-экономических ресурсов, осуществлять стратегическую деятельность. Это существенно расширяет сферу применения Закона, но при этом четкие критерии стратегического общества отсутствуют.
Мария Кобаненко отметила, что рынок позитивно оценил очное рассмотрение ФАС России ходатайств о согласовании сделок. По новым правилам, если регулятор усматривает, что сделка может негативно повлиять на конкуренцию, готовится заключение об обстоятельствах сделки и стороны могут представить ведомству позиции в рамках очного рассмотрения ходатайства. Это прозрачный и полезный инструмент.
Татьяна Радченко, первый заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок», отметила, что подходы к определению доминирующего положения в законодательстве о конкуренции и стратегических обществах могут не совпадать. Из часто встречающихся поведенческих предписаний Татьяна выделила вывод продукции на биржевые торги, информирование ФАС России о ценах, разработку и публикацию подходов к ценообразованию.
Артём Исайчик, заместитель начальника управления по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок ФАС России, рассказал об антиконкурентных соглашениях, а также разъяснил границы взаимодействия с заказчиками на торгах. Он привел примеры из практики службы — в том числе дело о картеле продавцов наушников на маркетплейсах.
Дополнительная информация:
Katerina.Dedich@rcca.com.ru