Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
Ежегодная встреча «Белые ночи для нео-юристов». «Бизнес-партнерство: свои среди чужих, чужие среди своих?»
В этот раз белые ночи в Петербурге открыл Актив ОКЮР Legal Operations. Появившись недавно, Актив осваивает крутые вершины и раскрывает своим членам глаза на то, что хотят знать все главные юристы, но не знают, у кого спросить...
Термин «бизнес-партнер» (BP), изначально пришедший из сферы HR, уверенно занимает важное место в современных моделях организации сервисных служб. Юридические департаменты также не остаются в стороне. Бизнес-партнер в юридическом департаменте — юрист, отвечающий за взаимодействие с конкретным бизнес-подразделением или иной службой (HR, IT и другие) по принципу «одного окна».
И все-таки что это — дань HR-моде или реально работающий механизм? Что он дает бизнесу? Что он дает самим юридическим департаментам? Есть ли у него свои подводные камни и неочевидные эффекты? Можно ли прожить без него и быть эффективным?
31 мая 2023 года, состоялась ежегодная встреча «Белые ночи для нео-юристов» – «Бизнес-партнерство: свои среди чужих, чужие среди своих?» и первое выездное мероприятие для актива ОКЮР Legal Operations.
Алексей Иванович Акулов, первый заместитель художественного руководителя — директора Мариинского театра, выступил с приветственным словом, он подчеркнул, что в нынешние сложные времена важно консолидировать знания и опыт для преодоления, осмысления и созидания.
Александра Нестеренко, президент ОКЮР, в обращаясь к гостям, сделала отсылку к прошлогодней Летней встрече Главных юристов и Петербургского актива ОКЮР, вспомнив слова Валерия Абисаловича Геригева о том, что в музыке есть свои законы, и она руководствуется ими точно так же, как руководствуются законами юристы.
Модератором встречи выступил Алексей Мошнов, начальник правового управления Алроса. В своем вводном слове он отметил, что термин «бизнес-партнер» появился применительно в 1990-е годы в HR-сфере. С тех пор концепция бизнес-партнерства распространилась и на иные корпоративные сервисные службы: ИТ, финансы и экономика, не остались в стороне и юридические департаменты. В качестве цели встречи было предложено найти ответ на вопрос: бизнес-партнерство – это дань управленческой моде или действительно новая идеология и практика взаимодействия с бизнесом. А также посмотреть на конкретные практики внедрения этой модели в юридических департаментах.
Екатерина Регеда, заместитель генерального директора, руководитель функционального направления «Правовое», Галс Девелопмент, разграничила подходы к Legal Partner как к «сервисной функции» и как к «бизнес-партнеру», выделив преимущества и слабые стороны каждого из них. Она подчеркнула, что для наиболее эффективного функционирования бизнеса следует трактовать функцию Legal Partner в качестве «сервисного бизнес-партнера», перенимая лучшие практики как сервисной функции, так и бизнес-партнерства.
Дмитрий Таланцев, начальник правового управления X5 Group, отметил, что развитие бизнес-партнерства не только облегчает взаимодействие бизнеса с внешними партнерами, но и влечет существенные изменения в подходе юристов к своим функциям. В случае наличия в компании института бизнес-партнерства, юристы не останавливаются на этапе удовлетворения потребностей и интересов бизнеса, а интегрируются в сами бизнес-процессы, развивают предпринимательское мышление и предлагают системные варианты решений по достижению желаемого результата. Это повышает удовлетворенность бизнеса и повышает эффективность коммуникации за счет единства целей и предпринимательского мышления юристов бизнес-партнеров.
Максим Крючков, директор программ «Газпромнефть-Снабжение» предоставил обратную связь от бизнеса о взаимодействии с юридической функцией в новой парадигме бизнес партнерства. Максим отметил успешный опыт взаимодействия с юристами, оперативность отработки запросов и высокое качество предоставляемых заключений.
Также спикер определил четыре основных параметра, которые важны для бизнеса при взаимодействии с юристами:
- Определение разумного баланса между рисками и задачами бизнеса, где риск и инновационное мышление являются необходимыми составляющими успеха.
- Использование при коммуникациях более близких бизнесу формулировок, вместо официального языка юридических терминов, понятных лишь профессионалам в области права.
- Переход к проактивному подходу, при котором выявление и устранение потенциальных юридических рисков происходит до того, как они реализуются.
- Изучение опыта и понимание бизнес-операций компании, отрасли и рынка, что позволит вносить значимый вклад в разработку стратегии и принятие долгосрочных решений.
Тимур Бекшенев, директор департамента правовых инноваций, МТС, рассмотрел предпосылки создания института бизнес-партнерства и поделился опытом его введения для сопровождения Экосистемы МТС. По его мнению, при таком внедрении необходимо учитывать, что далеко не во всех случаях такая модель необходима. Главной задачей введения бизнес-партнерства является максимально оперативное и проактивное решение вопросов в интересах бизнеса, особенно в новых проектах и направлениях.
Юлия Попелышева, директор юридического департамента Яндекс в своем выступлении отметила, что потребность в legal-партнерах обусловлена запросом бизнеса получить «своих» юристов для решения определенных задач бизнес-подразделений. При этом юридической функции крайне важно оставить за собой контроль качества юридических решений, а также обеспечивать единый подход к рисковому аппетиту.
Говоря о сравнении legal-партнеров с внешними консультантами, Юлия отметила, что legal-партнер более вовлечен и привязан к интересам бизнеса, чем консультант и может разделить с бизнесом риски.
Противоположную точку зрения высказал Денис Юров, управляющий партнер Delcredere, отметив, что для консалтинга также важны интересы бизнеса, поскольку консультанты относятся к каждой задаче клиентов как к своей собственной. Хорошие консультанты дорожат и каждым клиентом, и своей репутацией. При этом он отметил, что внедрение бизнес-партнерства может облегчить и ускорить решение проблем бизнеса, так как бизнес-партнер будет погружен в деятельность конкретного подразделения, что позволит ему оперативно и качественно реагировать на различные запросы.
Дмитрий Извольский, Старший директор по правовым вопросам Газпромнефть — Экспертные решения, поделился опытом реструктуризации юридической функции в рамках группы компаний Газпром нефть. Он отметил, что внедрение бизнес-партнерства позволило выделить бизнес-сегменты для координации управления правовыми рисками с однородными бизнес-процессами – это существенно повысило скорость и качество принимаемых бизнес-решений. Также Дмитрий рассказал о принципиально новой контрактной и продуктовой моделях работы юридической функции Газпром нефти как для предприятий группы, так и для внешних клиентов из партнерской экосистемы.
Михаил Тимонов, со-управляющий партнер BIRCH LEGAL и Евгений Орешин, партнер практики разрешения споров BIRCH LEGAL, сосредоточились на прикладных аспектах, а именно целях и способах получении обратной связи по юридическим услугам. Среди гостей – членов ОКЮР, они провели опрос и оказалось, что согласно позиции 77% присутствующих, обратная связь не запрашивается консультантами никогда или очень редко. Со своей стороны, Михаил и Евгений подчеркнули, что обратная связь необходима как инхаус-юристам, так и представителям консалтинга – она позволяет совершенствовать и работу конкретной проектной команды, и всей фирмы.
Дополнительная информация:
Katerina.Dedich@rcca.com.ru