Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
Сессия ОКЮР на Петербургском международном юридическом форуме «Новые вызовы и старые проблемы: надо ли менять Закон о рекламе?»
Тематический трек: Бизнес и инвестиции в санкционных реалиях
Интенсивное развитие цифровых технологий и информационного обмена приводит к тому, что технологии обгоняют право. Появляются новые инструменты и способы распространения рекламы, а также способы определения аудитории, воспринимающей рекламу. В сети оседает огромное количество данных о потребительском поведении, которые обрабатываются, в том числе, рекламными сервисами. Сегодняшний текст закона не всегда пригоден для регулирования вопросов, касающихся, прежде всего, цифровой среды. Некоторые консервативные и громоздкие конструкции излишни для регулирования рекламы в Интернете. Другая частая проблема — отсутствие регулирования специфических ситуаций, возникающих при использовании электронных и сетевых сервисов, рекламных систем и площадок, при определении ответственности лиц, участвующих в передаче информации в сети.
В течение последних лет судами и ФАС России сформирована практика, которая уже прочно стала частью законодательного регулирования. Подходы, разработанные для отдельных споров, стали общим правилом. Назрела необходимость их закрепления в тексте закона. В частности, может быть упрощено излишне подробное регулирование требований к содержанию рекламы, придана большая гибкость способам донесения обязательной информации для потребителя, более четко очерчены границы ответственности рекламодателей и рекламораспространителей. Цель нашей сессии — предложить меры по актуализации Закона о рекламе с учётом требований времени.
Татьяна Никитина, начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, ФАС России, допустила унификацию различных сред для распространения информации, рекламы и предложила органам саморегулирования и предпринимательскому сообществу прорабатывать внутренние правила игры для таких унифицированных сред с тем, чтобы избежать радикального государственного регулирования. Если у отрасли есть ответственный подход к самореализации своих прав, то стандарты, правила поведения и внутренние ограничения однозначно работают.
Мария Смелянская, начальник управления правового обеспечения, международного и общего взаимодействия Роскомнадзор, подчеркнула, что основная цель принятия ст. 18 и 18.1 – сократить теневой сегмент рынка интернет-рекламы. Мария сообщила, что Роскомнадзор открыт для диалога и инициатив, связанных с проведением консультаций или семинаров, с субъектами интернет-пространства рынка рекламы, которые находятся в процессе движения к реализации норм закона.
Александра Нестеренко, модератор сессии, отметила, что задача - не наказать добропорядочных игроков, а разобраться с недобросовестными – важен баланс в этом вопросе.
Дмитрий Петров, заместитель генерального директора по связям с государством и правовым вопросам, Tele2, остановился на проблемах распространения рекламы в телекоме: нужно модернизировать понимание рекламораспространителя; у оператора связи должно появиться право блокировать спам-звонки. Решается это точной нормой. Дмитрий выразил надежду, что в ближайшее время с Минцифрой России и ФАС России удастся решить этот вопрос.
Антон Качанов, руководитель правовой практики в сфере рекламных технологий и маркетинга, «Яндекс», высказался о сложностях, возникающих с действующим регулированием у рекламного рынка в интернете. Антон также призвал к необходимости найти баланс между интересами бизнеса с его желанием облегчить и ускорить бизнес-коммуникации, интересами контролирующих органов и потребителей.
Елена Трусова, партнер практики разрешения споров, Alumni Partners, рассказала о спорах о рекламе в цифровой среде и отметила точечные проблемы, с которыми бизнес сталкивается. В завершение она отметила: «Нет нужды менять закон в самой своей основе, но есть нужда его осовременить, и активное участие бизнеса, выдвижение предложений, может этому способствовать».
Алексей Агапов, директор департамента правовой экспертизы, Х5 Group, также обратил внимание на многие аспекты в новом регулировании:
- то регулирование, которого нам не хватает, это не установление запретов и обязанностей, а определение тех правил, по которым мы хотим и должны жить и работать;
- если мы говорим о борьбе с теневым рынком, нужно искать методы, которые направлены на воздействие именно на недобросовестных рекламодателей, а не тех, кто добросовестен и может случайно ошибиться. Важно разделять эти группы и для каждой применять разные методы;
- санкция должна носить соразмерный характер, не быть исключительно карательной и вымывать добросовестных участников рынка, которые так или иначе ошиблись.
Дмитрий Григорьев, директор юридического департамента, «Европейская медиагруппа»; правовой эксперт секции «Радио», АКАР, привел актуальные вопросы, требующие корректного правового регулирования и детализации: «В качестве корректировки понятия «реклама» можно добавить маркетинговое понимание рекламы – это опосредованность». Также Дмитрий вы сказался на тему дисклеймеров, либерализации отдельных товарных категорий, рекламе о проведении стимулирующих мероприятий и рекламе, распространяемой по сетям электросвязи.