Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
Антимонопольный Форум ОКЮР при поддержке ФАС «Конкуренция 2023. Цифровая трансформация, политики ценообразования на различных товарных рынках, регуляторные механизмы рекламной деятельности через призму антимонопольного регулирования»
«Конкуренция на цифровых рынках не приносит поражений, а предлагает возможности для роста и прогресса.
Она обуславливает инновации и помогает бизнесу стать более актуальным для рынка»
— Нейросеть ChatGPT, на запрос «Сгенерируй цитату про конкуренцию на цифровых рынках»
В 2022 году на фоне беспрецедентного внешнего давления экономика России оказалась гораздо сильнее, чем многие предполагали, ВВП страны сократился меньше, чем в пандемийном 2020-м и кризисном 2009-м. По некоторым прогнозам в 2023 году экономика может вернуться на траекторию роста.
Уход некоторых зарубежных компаний, замена их российскими, а иногда и иностранными участниками рынка, усиление процессов концентрации на товарных рынках, инфляция и рост цен бросают вызовы для антимонопольной политики на современном этапе.
24 марта 2023 года состоялся Антимонопольный форум ОКЮР при поддержке Федеральной антимонопольной службы – «Конкуренция 2023».
В рамках пленарного заседания представители ФАС России и юридических фирм обсудили, как изменились подходы в регулировании в 2022 году.
Карина Таукенова, заместитель руководителя ФАС России, поздравила Александру Нестеренко, президента Ассоциации «НП «ОКЮР», с 20-летием Объединения, и поблагодарила за реализацию совместных проектов. К. Таукенова отметила, что специалисты ФАС России и ОКЮР провели совместную работу по подготовке разъяснений для участников рынка и по проведению анализа состояния конкуренции на различных рынках. Это положит начало к формированию единообразного подхода в правоприменительной практике.
Оксана Кузнецова, начальник Управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России, рассказала о работе ведомства над механизмом антимонопольного комплаенса и практике внедрения риск-ориентированного подхода в компаниях. С того момента поступило 97 заявлений о согласовании комплаенса. «Мы уже можем наблюдать положительный эффект – это способствует повышению эффективности деятельности компаний», – отметила О. Кузнецова.
Мария Бабикова, начальник Управления контроля промышленности ФАС России, сообщила, что ведомство разработало новый подход к анализу практик ценообразования. Так, компаниям предписано разработать и утвердить внутренний акт, предусматривающий порядок ценообразования и торгово-сбытовую политику. Например, не повышать цены при отсутствии экономического или технологического обоснования.
Елена Клостер, начальник Управления контроля здравоохранения ФАС России, рассказала о борьбе с недобросовестным обходом принципов ценообразования на лекарственные препараты. Для этого служба проработала ряд предложений. В частности – внесение изменений в Постановление №1771, формирование и ведении перечня ЖНВЛП по агрегированным группам лекарственных форм, и синхронизация базы данных со сведениями о лекарственных препаратах.
Антон Тесленко, начальник Контрольно-финансового управления ФАС России, заметил, что при разработке антикартельного пакета учитывалась основная цель – достижение баланса интересов государства и бизнеса. Законопроект, например, содержит новации в части освобождения от уголовной ответственности при определённых условиях, а также значительное увеличение пороговых значений дохода.
Модераторы пленарного заседания Николай Вознесенский, управляющий партнер юридической фирмы ALUMNI Partners, и Дмитрий Магоня, управляющий партнер юридической фирмы Aрт Де Лекс, поделились своими наблюдениями изменений в 2022 году. По мнению Николая антимонопольные органы в своих расследованиях концентрируются не на компании, а на рынки, уменьшилось количество дел о вертикальных соглашениях и ущемлении интересов отдельного лица. Дмитрий обратил внимание, что в условиях трансформации экономики приобретает большое значение контроль антимонопольных органов за ценообразованием и стремительно изменяющимся рынком цифровых платформ и сервисов.
В рамках первой сессии представители ФАС России и компаний обсудили торговые политики и подходы к ценообразованию компаний.
Несмотря на действие в России рыночного ценообразования, ФАС поддерживает ответственное поведение торговых сетей в рамках саморегулирования. Надежда Шаравская, Начальник управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России, поделилась, что в 2023 году служба планирует продолжать развивать практику ответственного ценообразования и расширить количество ее участников.
О важности института саморегулирования на товарных рынках рассказала Марьяна Матяшевская, начальник Правового управления ФАС России. М. Матяшевская подчеркнула, что ФАС России приветствует практику формирования торгово-сбытовых политик и оказывает бизнесу помощь при подготовке соответствующих документов.
Ирина Князева, доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра конкурентной политики и эконоики Сибирского института управления — филиала РАНХиГС, раскрыла целесообразность в коммерческих (торгово-сбытовых) политиках компаний экономического обоснования отбора контрагентов, сегментации потребителей, размера скидок и бонусов, применения методов и способов стимулирования сбыта для недопущения дискриминационных практик и нарушения законодательств о защите конкуренции.
Алексей Комаров, директор дирекции по антимонопольному комплаенсу, ЕВРАЗ, и Анастасия Иванова, лидер антимонопольной практики, СИБУР, озвучили проблемы участников рынка. Алексей указал, что сейчас антимонопольный орган не принимает от компаний в качестве аргументов справедливой цены ссылки на международные биржевый и внебиржевые индикаторы, то есть компании лишены возможности использовать метод сопоставимых рынков в ценообразовании и вынуждены руководствоваться затратным методом. Необходимо создавать внутренние индикаторы, которые дадут возможность компаниям ориентироваться на показатели рынка при формировании ценообразования. Анастасия рассказала о критериях биржевой торговли и подчеркнула, что расширение списка биржевых товаров, без учёта специфики товарных рынков, не является эффективным инструментом по формированию национальных ценовых индикаторов.
Что касается работы ведомства по цифровой трансформации процесса выявления картелей, Олег Дубков, заместитель начальника управления по борьбе с картелями ФАС России, рассказал, что ФАС России разработал автоматизированную информационную систему, модернизация которой сократит сроки сбора доказательств, а также снизит уровень картелизации закупок.
По вопросу внесения изменения изменений в 46-ФЗ, ведомство полагает, что механизм контроля за резким повышением цен на товары может быть применен в условиях ажиотажного спроса и других нестандартных рыночных условий только в случае экономически необоснованного и резкого повышения цен в короткий промежуток времени на рынках, имеющих социальную значимость.
Модератор сессии, Анастасия Тараданкина, партнер коллегии адвокатов Delcredere, подвела итоги первой сессии, сообщив, что 2022 году было апробировано множество способов регулирования ценообразования: саморегулирование в виде публичных обязательств, которые компании добровольно приняли на себя, торгово-сбытовые политики и биржевые торги. Ключевая проблема, с которой столкнулся регулятор — необходимость быстро реагировать на рост цен и сокращение объемов предложения. Компании, в свою очередь, хотели бы получить от антимонопольного органа методику анализа баланса спроса и предложения на рынке, который поможет формировать свою торговую стратегию.
Модератор второй сессии Мухамед Хамуков, к.э.н., ph.d., заместитель руководителя направления GR Ozon, с участниками обсудил, как найти баланс регулирования и саморегулирования на цифровых рынках в интересах потребителя не сдерживая при этом развитие цифровых платформ. Участники обменялись экспертным мнением о предстоящих изменениях антимонопольного законодательства, включая Пятый антимонопольный пакет.
Елена Заева, начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России, рассказала о самых интересных кейсах службы на цифровых рынках и отметила, что модели деятельности транзакционных платформ схожи и их можно стандартизировать и описать в законодательстве. А деятельность нетранзакционных платформ очень отличается по экономике и способу функционирования и влияния на рынки. В связи с этим стандартизировать подход к выбору методов оценки рынка – намного более сложная и комплексная задача.
Наталья Мягченкова, директор по регуляторным рискам, Яндекс Технологии, согласилась, с Еленой Александровной в части отсутствия универсального показателя положения на рынке для нетранзакционных цифровых платформ и необходимости рассматривать показатели, релевантные для конкретного вида платформ, например, для браузеров это могут быть количество просмотров страниц, переходов по ссылкам или загрузок файлов, для аудиовизиуальных сервисов – количество активных пользователей и их time spent (время, проведенное пользователями на платформе).
Дмитрий Гавриленко, директор по связям с государственными организациями КЕХ еКоммерц, осветил вопрос о конкуренции экосистем и моносервисов. Он отметил, что понимание понятия «экосистема» уже сформулировано органами власти, например, в Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной экосистемы, утв. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусовым. В связи с этим Дмитрий считает, что излишне вводить четкое определение «экосистема» в законодательстве.
Сергей Казарян, руководитель антимонопольной практики ART DE LEX, рассказал, какие угрозы для конкуренции могут создать нейронные сети и как их можно предотвратить путем правильного обучения и тщательно тестирования.
В рамках третьей сессии участники дискуссии обсудили рекламное законодательство, обобщили практику по рекламным спорам и обсудили планируемые изменения рекламного законодательства.
Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказала участникам, что в условиях активного развития интернета появляются новые требования к рекламе, размещаемой в сети. Работа по маркировке рекламы в интернете будет продолжаться.
Елена Соколовская, партнёр «Пепеляев Групп», рассказала о требованиях к маркировке рекламы и ответственности за ее несоблюдение, однако заметила, что пока штрафные санкции не применяются. Спикер также обратила внимание, что у бизнеса возникают и более точечные вопросы: например, распространяются ли новые нормы на пресс-релизы и информацию, публикуемую в соцсетях.
Александр Гаврилов, руководящий юрист антимонопольной практики BIRCH LEGAL, посвятил свое выступление насущным практическим вопросам размещения рекламы в интернете с учетом нового законодательства и устоявшихся подходов антимонопольного органа к квалификации рекламных нарушений. Эксперт поделился опытом размещения маркировки онлайн-рекламы на различных площадках, затронул тему информации на собственном сайте, а также вопросов комплаенса в связи с новыми требованиями.
В завершении форума Елена Трусова, партнер, и Николай Вознесенский, управляющий партнер юридической фирмы ALUMNI Partners, устроили увлекательные дебаты на тему парадокса судебной практики и практики ФАС России в делах о рекламе, больших данных и персональных данных.