Москва, Пр. 60-летия Октября, 10 А, оф. 742  Контакты

Мероприятия ОКЮР, фотогалереи

Юристы о воздействии третьего антимонопольного пакета на правовые риски бизнеса


Партнеры





18 марта 2011 г. с 9:00 до 14:30
Место проведения: Москва, Торгово-промышленная палата РФ, ул. Ильинка, д. 6.

Посмотреть презентации докладчиков >>

(только для членов ОКЮР)

Предложения по итогам конференции >>

Статья о мероприятии >> («Закон», № 4, апрель, 2011)


Программа дискуссии

18 марта 2011 года Объединение Корпоративных Юристов при поддержке юридических фирм «Salans» и «Goltsblat BLP» провело конференцию «Юристы о воздействии третьего антимонопольного пакета на правовые риски бизнеса».


Конференция прошла в рамках общественного обсуждения итогов правоприменительной практики 2010 г — начала 2011 г. и предложений Федеральной антимонопольной службы России по изменению законодательства о конкуренции в рамках третьего антимонопольного пакета.

В условиях заявленной антимонопольным органом либерализации антимонопольного регулирования и снижения административных барьеров для бизнеса представители Федеральной антимонопольной службы, практикующие юристы, члены ОКЮР обсудили возможные практические последствия норм третьего антимонопольного пакета. В ходе обсуждения были высказаны предложения по совершенствованию предлагаемых поправок и выработаны рекомендации для хозяйствующих субъектов, которые будут направлены в Государственную Думу РФ и Федеральную антимонопольную службу.

В программе конференции обсуждались такие актуальные вопросы правоприменительной практики как:

Александра Нестеренко, президент Объединения Корпоративных Юристов, открыла конференцию, пояснив, что целью данного мероприятия является не только обсуждение самого проекта изменений антимонопольного законодательства, но и выработка позиции юристов компаний о последствиях принятия пакета поправок.

Сергей Пузыревский, руководитель Правового управления ФАС России, назвал причины подготовки третьего антимонопольного пакета: "Анализ экономической ситуации в нашей стране показывает, что отдельные институты антимонопольного законодательства требуют точечной настройки, которая позволит вывести из под антимонопольных запретов такие действия хозяйствующих субъектов (как правило, субъектов малого и среднего бизнеса), которые не представляют для конкуренции существенной опасности и не приводят к монополистической деятельности.

Учитывая изложенные обстоятельства, по поручению Правительства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой совместно с Минэкономразвития России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлены поправки в антимонопольное законодательство, которые призваны обеспечить эффективность его применения (третий антимонопольный пакет).

Третий антимонопольный пакет — это два законопроекта, первый из которых предполагает изменения в «Закон о защите конкуренции» (далее — Закон) и в некоторые другие федеральные законы (законодательство об электроэнергетике и ряде иных отраслевых законов, регулирующих отдельные сферы деятельности, которые связаны с конкурсным распределением тех или иных ресурсов — информационная открытость сведений о торгах, которые связаны с водными ресурсами, лесом и т.д.). Второй законопроект — внесение изменения в Кодекс об административных правонарушениях, поскольку корректировка положений антимонопольного законодательства требует одновременно изменений в вопросах, связанных с юридической ответственностью за их нарушение.

В настоящее время третий антимонопольный пакет находится на рассмотрении в Правительстве РФ, одновременно экспертизу проводит Государственно-правовое управление Президента РФ. Пакет планируется внести на рассмотрение в Государственную Думу РФ в конце марта — начале апреля 2011 года и в весеннюю сессию законопроекты, по мнению ФАС России, будут приняты.

Далее Сергей Пузыревский рассказал о наиболее существенных изменениях антимонопольного законодательства: уточнение запретов в отношении антиконкурентных соглашений и согласованных действий; установление фиксированных административных штрафов за злоупотребление доминирующим положением, не связанное с ограничением конкуренции (за исключением субъектов естественных монополий); уточнение критериев монопольно высокой цены (использование биржевой цены; использование ретроспективного анализа; использование мировых индикаторов цен); исключение уведомительного контроля за соглашениями финансовых организаций и др.

По его мнению «указанные изменения будут способствовать развитию конкуренции на товарных рынках и более эффективному пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов».

Риски компаний и способы их снижения, а также развитие подходов к согласованным действиям и коллективному доминированию изложил Николай Вознесенский, руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP: «Снижение рисков в сфере антимонопольного законодательства произойдет только, если в законопроекте удастся четко разграничить отдельные виды правонарушений (коллективное доминирование, согласованные действия, координация и др.), чтобы действия компании не могли быть произвольно квалифицированы. Но уже сейчас многие компании могут снизить свои риски, подготовив прозрачную маркетинговую и ценовую политику и внедрив корпоративную программу соблюдения антимонопольного законодательства».

О злоупотреблении доминирующим положением, в частности, о таких видах злоупотреблений, как монопольно высокая/ монопольно низкая цена, дискриминация рассказала Елизавета Иванова, советник Salans: «На мой взгляд, несмотря на то, что положения третьего антимонопольного пакета, касающиеся материального состава злоупотребления доминирующим положением минимальны и в основном носят косметический характер, следует обратить внимание на потенциально позитивные и перспективные изменения, которые вносятся косвенным образом через дифференциацию санкций. При разумном подходе, новое деление штрафов на фиксированные и оборотные должно означать (1) осторожный шаг антимонопольной политики в сторону признания в качестве приоритета „защиты конкуренции, а не контрагентов“, и (2) необходимость доказывания антимонопольным органом наступления тех или иных последствий, указанных в ст.10 Закона (что должно поменять позицию судов, закрепленную ВАС РФ в 2008г).

Приоритетом остается совершенствование и исправление правоприменительной практики в отношении существующих антимонопольных норм, и особенно роли судебной системы, которая в последние несколько лет продемонстрировала тревожную тенденцию в сторону снижения стандартов доказывания и упрощенного понимания концепций, лежащих в основе антимонопольных норм».

Антон Рогачевский, директор по правовым вопросам ОАО «Балтика», осветил тему вертикальных соглашений: «Вертикальные соглашения, нарушающие запреты, указанные в ч.1 ст. 11 Закона, могут заключаться и исполняться. Представляется, что доля каждой стороны допустимого вертикального соглашения в размере не более 20% чрезвычайно мала. Считаем справедливым изменение субъектного состава допустимого вертикального соглашения на лиц, включенных в реестр субъектов, имеющих долю на товарном рынке в размере более 35 %.» Также Антон Рогачевский перечислил потребности рынка, которые нужно учитывать при регулировании вертикальных соглашений. «Отрадно видеть, что многие комментарии представителей бизнеса к 1-му и 2-му антимонопольным пакетам находят свое отражение в новых законопроектах. В этом — главная задача обмена мнениями между хозяйствующими субъектами и регулятором — сделать бизнес-среду прозрачной и понятной. Надеюсь, плодотворный диалог будет продолжен» — завершил он своё выступление.

Дискуссию вызвало выступление Владимира Кузнецова, заместителя генерального директора по правовому обеспечению компании «Энергострим», о том, что ч. 2 ст. 11 можно толковать неоднозначно. В связи с тем, что в данном пункте отсутствует прямое указание на сделки между конкурентами, можно предположить, что речь идёт о сделках между любыми компаниями в результате любых соглашений, что, по мнению В.Кузнецова, негативно скажется на инвестиционном климате.

В своём докладе, А.Ю.Кинев, руководитель Управления по борьбе с картелями ФАС России поделился информацией об итогах и проблемах борьбы с картелями в 2010 году и задачах на 2011 год: «Наша задача сделать так, чтобы расходы участников картелей от „взаимоотношений“ с антимонопольными органами превысили те, по сути, мошеннические доходы, которые они получают, нарушая законодательство о конкуренции».

Максим Кульков, партнер, руководитель практики разрешения споров Goltsblat BLP объяснил порядок и условия судебного обжалования решений и предписаний антимонопольных органов. Он назвал возможные вопросы экспертизы, виды экспертиз, а также предложил аргументы, которые суд учтёт при выборе эксперта и действия в случае неблагоприятных для компании результатов экспертизы.

Тему судебного обжалования по антимонопольным делам продолжила Светлана Авдашева, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. Она осветила роль анализа состояния конкуренции на товарном рынке, изложив рекомендации для хозяйствующих субъектов, в том числе отметив, что экономический анализ в ряде случаев позволяет подкрепить позицию хозяйствующих субъектов. «При планировании экономического анализа пора выходить за пределы обсуждения границ рынка и распределения долей между компаниями, однако всё это доступно при сотрудничестве трёх сторон: хозяйствующего субъекта, юристов и экономистов».

«В последнее время в деятельности антимонопольного ведомства наблюдается тренд в сторону ужесточения ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в совокупности с увеличением общего количества возбуждаемых дел. Однако задачами ФАС России является не только выявление нарушений и привлечение к ответственности, но и предупреждение таких нарушений, — считает Андрей Рего, директор департамента управления регуляторными рисками ОАО „МТС“. — Для обеспечения целей эффективной защиты конкуренции необходимо развивать дополнительные процедуры превентивного реагирования на нарушения в сфере антимонопольного законодательства».

По мнению Елены Чугуновой, начальника управления правового обеспечения операционной деятельности ЗАО «КЭС», «изменения в рамках третьего антимонопольного пакета сохраняют тенденцию формирования гибкой системы санкций за различные нарушения законодательства о защите конкуренции. В частности, следует положительно оценить введение дифференциации ответственности в зависимости от того, привело ли допущенное нарушение к ограничению (устранению) конкуренции или нет. В то же время ряд предложений требуют обсуждения и доработки, поскольку расширяют цели регулирования антимонопольного законодательства, закрепленные в ст. 1 Закона».

Подвёл итог конференции А.Г.Цыганов, заместитель руководителя ФАС России, перечислив основные направления деятельности ФАС России в 2011 году. По его мнению, нарушения в различных отраслях экономики, которые не влияют на состояние конкуренции, не должны быть предметом антимонопольного закона и регулироваться ФАС России. Он предположил, что должен существовать специальный контрольный надзорный орган, для привлечения к ответственности таких нарушителей, что позволит ФАС перераспределить ресурсы и решать непосредственно задачи борьбы с конкуренцией. А.Г.Цыганов также сообщил, что ФАС России стремится сделать рынок более прозрачным для контрагентов. «Чтобы оценить наличие нарушений антимонопольного законодательства, доминирования на рынке, необходим серьёзный, глубокий анализ рынка (динамики на рынке, барьеров входа на рынок)», — заметил А.Г.Цыганов.

По результатам конференции было решено собрать и направить предложения и замечания членов ОКЮР по третьему антимонопольного пакету в ФАС России и Государственную Думу РФ для его корректировки с учётом мнения представителей бизнеса.

В конференции приняли участие руководители правовых департаментов более 100 российских и международных компаний, представители Федеральной антимонопольной службы, деловых и юридических СМИ.


Отзывы о конференции

Абанина Светлана, ЗАО «ЭР-телеком холдинг»:
Интересен опыт работы членов ОКЮР с учётом их практики. Затронуты многие аспекты, которых на аналогичных мероприятиях нет (экспертиза), возможность выслушать мнение ФАС и хозяйствующих субъектов.

Борисова Людмила, ООО «Тева»:
Актуальные и очень полезные темы и дискуссии.

Ермоленко Евгения, ООО «Аби Продакшн»:
Прекрасная организация, очень довольна.

Иванова Галина, ОАО «Детский мир — центр»:
Удачно выстроена последовательность выступающих.

Партин Александр, ООО «Кимберли-Кларк»:
Замечательная конференция. Очень интересные доклады и участники. Интересно мнение экономистов — считаю приглашение «не юридических» специалистов оправданным.

Сидорова Елена, ООО «Ашан»:
В целом конференция получилась полезной, затронула различные вопросы в связи с изменением антимонопольного законодательства.

Чугунова Елена, ЗАО «КЭС»:
Очень понравилось, предлагаю продолжить обсуждение в формате круглого стола.


О партнерах

Goltsblat BLP — это первая российская международная фирма, образованная в результате слияния одной из крупнейших команд российских юристов с ведущей английской юридической фирмой Berwin Leighton Paisner (BLP). В основе профессионального состава Goltsblat BLP — сложившаяся команда российских юристов, зарекомендовавших себя как ведущие эксперты в российском праве и имеющие более чем 15-летний опыт работы с российскими и западными инвесторами (более 70 юристов, включая 9 партнеров, ранее до 16 января 2009 года сотрудники компании «Пепеляев, Goltsblat BLP и партнеры»).
Goltsblat BLP предоставляет полный спектр юридических услуг по любым вопросам, связанным с российским правом, а также обеспечивает возможность использования иностранного и, в первую очередь, английского права при реализации проектов, являющихся предметом юрисдикций нескольких государств, используя при этом как ресурсы московского офиса, так и других офисов BLP в Лондоне, Брюсселе, Париже, Сингапуре и Абу-Даби.
Salans — международная юридическая фирма с 22 офисами по всему миру. Salans предоставляет полный спектр юридических услуг по вопросам корпоративного/торгового права и судебных споров в России и консультирует российские и международные корпорации, а также государственные органы по широкому кругу вопросов в таких областях, как создание дочерних предприятий и представительств, прямые иностранные инвестиции, торговля и торговое финансирование, рынки капиталов, частный акционерный капитал, корпоративная реструктуризация, слияния и поглощения, налоговое планирование, недвижимость и финансирование недвижимости, строительство, трудовое право, интеллектуальная собственность, судебные споры и арбитраж, природоохранная деятельность и прочие вопросы правового регулирования.

Информационные партнеры



Фотогалерея события

1–2122–4243–6364–8485–105106–124