Мероприятия ОКЮР, фотогалереи
Практическая конференция-дискуссия ОКЮР «Труды наши праведные...» о том, как жить и работать после пандемии
Посмотреть презентации конференции >>(только для членов ОКЮР) |
Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву
Негоден тот солдат, что отвечает, «Не могу знать»
А.В. Суворов
Программа
24 сентября 2020 года прошла Первая конференция Трудового актива Объединения Корпоративных Юристов.
Четвертый год Актив регулярно проводит встречи для своих участников. И все встречи обладают двумя очень важными общими чертами:
- практическая полезность;
- особая атмосфера: дружеская и доверительная.
В конце прошлого года Актив поставил себе цель — провести внешнюю открытую конференцию, чтобы шире транслировать и опыт, и модель позитивной коммуникации.
И если год назад модным трендом считался дистанционный формат конференций, то в этом году конференция в очном формате — это настоящая победа над внешними обстоятельствами!
И она была одержана ОКЮР!
Александра Нестеренко, президент ОКЮР, поприветствовала гостей и поблагодарила за участие, обозначила цели конференции: обмен опытом и личное общение.
Елена Тютькова, лидер Трудового актива ОКЮР, руководитель направления по правовому сопровождению трудовых отношений ОМК, отметила важность очного формата, призвала участников быть более активными в дискуссии.
Дебютная конференция ОКЮР по трудовому праву состояла из 4х сессий. Формируя повестку, мы решили, что коронаправо не будет основной темой — этот вопрос владел умами юристов и их временем последние полгода, поэтому не дадим ему захватить еще и нашу конференцию.
И не дали: «коронавирусные» кейсы были только в начале конференции с целью закрыть этот вопрос (хотя бы на ближайшие часы).
Модератором первой сессии «Закроем тему пандемии» в формате панельной дискуссии выступил Андрей Петров, директор по управлению трудовой, уголовной, административной практиками и сопровождению исполнительного производства, ВымпелКом, участниками — Андрей Макаров, директор юридического департамента, Гулливер, и Алексей Перевозчиков, старший менеджер по нормативно-правовому регулированию, ЕвроХим.
Задача сессии — освежить в нашей памяти, как решались сложные вопросы на практике:
- организация работы,
- проверки,
- пропуска,
- переход на дистанционку,
- новые правовые сущности и их трактовка,
- что такое «непрерывное производство» и пр.
Это было, как «повторенье — мать учения», чтобы быть всегда готовыми. Кто знает, что день грядущий нам готовит.
В сессии 2 модератором выступил Александр Ксенофонтов, руководитель направления, Сбербанк, докладчики делились «лайфхаками» по заполнению пробелов в трудовом праве.
Галина Петина, старший юрист, Сибур, рассказала, как сделать объективной систему выбора дисциплинарных взысканий, чтобы суд не отменял решения работодателей..
Тренд судебной практики не только в соблюдении процедурных вопросов, установленных в ТК РФ, но и в оценке совокупности всех обстоятельств, при которых был совершен проступок конкретным работником.
Важно руководителям «не рубить шашкой», а проходить все этапы процедуры оценки:
- тяжести проступка,
- обстоятельства, при которых был совершен проступок,
- предшествующего поведения работника, его отношения к труду.
В компании Сибур внедрена Методика выбора дисциплинарных взысканий к работникам. Это позволяет объяснить суду, почему работодатель выбрал определенный вид взыскания.
Составлен список отягчающих и смягчающих обстоятельств, разработаны дополнительные факторы для принятия решения.
Четко обозначены цели дисциплинарных взысканий, в том числе, необходимость продемонстрировать неотвратимость наказания другим работникам.
И важный момент – это внедрение Методики. Компания Сибур пошла по качественному пути: было проведено обучение руководителей всех уровней. Проводилось оно в течение полугода в формате дискуссии, которая позволяла отвечать на практические вопросы руководителей.
Виктория Кушнер, юрист по трудовому праву, Зара СНГ, представила последние тенденции и практические рекомендации, а также поставила «правильную запятую», освещая тему индексации заработной платы «Проводить нельзя отказаться»: проводить индексацию нужно, а в каком формате – компания решает самостоятельно.
Вопрос необходимости проведения индексации возникает потому, что в законодательстве он практически не урегулирован.
На основе анализа судебной практики высших судебных инстанции Виктория пришла к следующим выводам относительно индексации заработной платы:
- относится к обязанностям всех работодателей
- входит в перечень основных государственных гарантий по оплате труда для всех работников
- должна обеспечиваться каждому работнику независимо от деловых качеств и результатов труда работника
- цель – сохранить покупательскую способность заработной платы
- способы могут быть разнообразными (например, через регулярное повышение окладов/тарифов на определенный %, твёрдую сумму или иным способом).
Компании важно и полезно закрепить механизмы индексации в локальном нормативном акте, а также определить критерии и факторы, влияющие на проведение индексации (периодичность, алгоритм повышения, основания, при которых индексация может не производиться (к примеру, отсутствие инфляции) и пр.).
Помимо прочего, Компаниям рекомендуется обращать внимание на принятие отраслевых соглашений (федеральных, региональных), в которых также могут быть предусмотрены условия и порядок индексации заработных плат в определенной отрасли. Если у компании имеются причины для отказа от участия в таком соглашении, то имеет смысл соблюсти соответствующую процедуру и заявить об отказе. Иначе, если компания не заявит мотивированный отказ от присоединения к соглашению, то будет обязана соблюдать все условия в течение всего периода действия соглашения.
Елена Тютькова рассказала, как повысить шансы в суде, если компания решит внедрить у себя практику соглашений неконкуренции.
Соглашение о неконкуренции (NCA) в России формально в трудовом законодательстве не предусмотрено.
При этом бизнесу это нужно, оно даже применяется, но когда доходит до суда, бизнес заявляет о недействительности. Что осложняет внедрение этой конструкции в ее первоначальном виде в нашу нормативную и правоприменительную базу.
NCA пришло к нам из зарубежной практики, где выработаны основные критерии этих соглашений:
- направленность на защиту бизнеса: реальность ущерба (не со всеми работниками, а только с критичными должностями);
- соразмерность и разумность ограничения;
- не бесплатно и не кабальность.
Учитывая категоричность судов и регулятора в отношении NCA (противоречит Конституции и ограничивает право на труд), бизнес должен находить другие варианты своей защиты.
Из анализа судебной практики был найден такой инструмент — «скрытый NCA»:
- заключается соглашение о неразглашении конфиденциальной информации;
- сам факт работы или иного участия на конкурента = разглашение конфиденциальной информации.
У бизнеса есть два варианта развития ситуации применения NCA в России:
- вариант 1: искать обходные «скрытые» схемы применения (через NDA);
- вариант 2 «светлое и открытое будущее»: заключать качественные NCA, соответствующие всем критериям общемировых стандартов. И вести себя добросовестно: если работник исполнил NCA, то не заявлять о его недействительности. А если же работник не исполнил, но требует выплаты по NCA, то не идти путем заявления о недействительности, а доказывать иными путями.
Александр Ксенофонтов предложил реализовать NCA через пассивное реализацию права на труд: право не работать.
И это общая задача корпоративных юристов: создать качественное правоприменение этой конструкции для защиты бизнеса.
Елена Лосева, старший юрисконсульт, Сименс Нефтегаз и Энергетика, и Михаил Фирсов, юридический советник по операционным вопросам и вопросам комплаенса, Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия, поделились, как организовать процессы в сфере разработки РИД, чтобы не потерять их и не повысить издержки компании:
- включить в трудовой договор раздел о служебных РИД, исключительное право (или право на получение патента) на которые принадлежат работодателя. Если разработка РИД – это основная функция работника, то дополнительное вознаграждение не выплачивается. Если разработка РИД не является функцией работника, то с ним необходимо заключать дополнительное соглашение, в котором будет прописано, что владельцем РИД будет компания и размер вознаграждения
- разработать локальный нормативный акт, который регламентирует порядок взаимодействия работодателя и работников относительно служебных РИД, включив в него положения о вознаграждении
- внимательно следить за тем, чтобы работники были ознакомлены с ЛНА и приказами о вознаграждении за РИД (под расписку).
Надежда Илюшина, руководитель практики трудового права, Bryan Cave Leighton Paisner Russia (ранее в России Goltsblat BLP), поделилась способами злоупотреблений работниками своими правами (см. подробнее презентацию в материалах для членов ОКЮР).
«Трудовой терроризм» с каждым годом, к сожалению, набирает обороты, бизнес должен знать о всех возможных вариациях и проактивно выстроить процессы так, чтобы не создать среду для злоупотреблений.
В дискуссионной сессии «Меняем правоприменение, не меняя закона» модератор выступила Елена Тютькова, участниками — Мария Аппак, директор юридического департамента, Nike, Екатерина Эмир-Усейнова, старший юрист, Яндекс, Юлия Шмелева, заместитель директора Департамента — начальник Управления правового обеспечения хозяйственной деятельности Департамент правового обеспечения общебанковской деятельности Юридическая вертикаль, Росбанк, и Олеся Кузина, руководитель направления, МТС.
Очень многое в HR-процессах тормозит бизнес. На вопрос, а почему у вас так, частый ответ: «Так в компании исторически сложилось». Но, если раскрутить «клубок», то на выходе находишь, что требования закона нет, а, следовательно, процесс можно менять.
Мы обсуждали, как можно отказаться от рудиментов в трудовом праве, чтобы процессы отвечали современным реалиям, а не отражали эпоху прошлого века:
- как сделать так, чтобы работники не оформляли авансовый отчет, как перевести его в цифру;
- где не нужно брать подпись работника;
- как поменять унифицированные формы, почему это можно и важно (на примере личной карточки Т2, приказа на отпуск, на командировки и пр.);
- как и для чего сделать должностные инструкции не приложением к трудовому договору, а отдельным ЛНА? И как их менять в одностороннем порядке, не меняя трудовую функцию;
- подходы к наименованию профессий, должностей (широко и детализировано): плюсы и минусы обоих вариантов.
Завершающая сессия, которую модерировала Ольга Митрофанова, директор института кадрового администрирования ВШЮА НИУ ВШЭ, была посвящена «цифре» в трудовых отношениях.
Наталья Павлюткина, директор центра кадровых решений «Газпром нефти», рассказала про платформенную занятость и ее перспективы в России. Мир меняется, все больше и больше работников стремятся к большей свободе, гибкости. Это и молодое поколение, и опытные высококвалифицированные кадры.
Компания «Газпром нефть» создала цифровую платформу «Профессионалы 4.0». Она собирает специалистов под краткосрочный проект и предоставляет сервисы по настройке и сопровождению работы команды «под ключ».
Бизнесу это позволяет быстро вовлекать таланты в проекты, оптимизировать затраты на привлечение ресурсов и получить настроенные бизнес-процессы.
Мы видим, что это востребованный формат. Текущая нормативная база в полном объеме не регулирует такую новую схему взаимоотношений, требуются новые решения, которые позволят платформенной занятости быть более эффективной.
Олеся Кузина поделилась информацией о ходе проведения эксперимента Минтруда и опыте участия в нем МТС. Любой работодатель может стать его участником и использовать, как свою корпоративную информационную систему, так и портал «Работа в России». Эксперимент предусматривает вариативность используемых электронных подписей, что, в свое очередь, удобно компаниям.
На портале «Работе в России» работнику предоставляется возможность использовать, в том числе, простую электронную подпись при подписания особо значимых документов, таких, например, как трудовой договор, а компания может пользоваться «выверенными» Рострудом формами документов, что в будущем должно упростить процедуру проверки.
Электронный кадровый документооборот удобен и не «опасен» для обеих сторон трудовых отношений и эксперимент организован, чтобы это подтвердить.
МТС разработала свою информационную систему «Трудовые отношения online в МТС» для дистанционного и полностью цифрового приема работников, которая синхронизирована с порталом Госуслуги (работники могут использовать портал для входа в систему). Процесс работы в системе О.Кузина показала в видеоролике.
Н.Павлюткина отметила, что портал «Работа в России» - это отличное решение для компаний с большой филиальной или корпоративной сетью и разнородным ИТ ландшафтом, так как в таких условиях разработка и внедрение собственной системы кадрового электронного документооборота может быть слишком длительным и затратным процессом.
Андрей Петров поделился, как эффективно внедрить дистанционный труд, на какие важные моменты необходимо обратить внимание:
- техническая и инфраструктурная возможность;
- информационная безопасность;
- регулирование охраны труда;
- культура дистанционной работы: ее разработка и внедрение.
Елизавета Фурсова, старший юрист, Lidings, рассказала о судебных кейсах в сфере дистанционного труда, как порой компании сами себе усложняют жизнь и не пользуются возможностями:
- когда есть отдельное основание для увольнения (не выход на связь в течение определенной продолжительности времени, не исполнение поручения и пр.), работодатель увольняет по общим основаниям, которые не подходят для дистанционных работников (прогул, к примеру);
- есть возможность обмена и подписания документов в электронном виде, а компания использует бумажный оборот с дистанционным работником.
По итогу: 8 наиполезнейших часов, личное знакомство, получение заряда положительной энергии.
И невозможно назвать проведенное мероприятие просто Конференцией — это была очередная дружеская встреча только в более широком формате, теплый разговор на профессиональные темы.
Будем ждать новых встреч, наращивать полезную и интересную практику, чтобы было, чем удивить друг друга. И продолжать поддерживать друг друга через ежедневный онлайн-контакт в нашем волшебном чатике Трудового актива ОКЮР.
О партнерах
Юридическая фирма Lidings является ведущим национальным правовым консультантом на российском рынке, оказывающим всестороннюю юридическую поддержку крупным российским и иностранным компаниям по полному спектру правовых вопросов, связанных с ведением деятельности на территории России. Специализируясь во всех основных областях юридической практики, мы консультируем лидеров рынка, представителей среднего и крупного бизнеса, инвесторов, рассматривающих возможность выхода на российский рынок и активно реализующих проекты в РФ |