24 июля 2019 года
Место проведения: Москва, пер. Сивцев Вражек, дом 43, 6 этаж, Федеральная палата адвокатов РФ
10.00 – 10.05 Приветственное слово – Александра Нестеренко, президент Ассоциации «НП «ОКЮР»
10.05 – 14.00 Дискуссия по вопросам, предложенным членами ОКЮР:
- Последние изменения в подходах Роспотребнадзора к реализации контрольных функций, в том числе, к проведению проверок. Планируется ли установление порядка проведения проверок торговых объектов со стороны общественных организаций, зачастую нарушающих работу торгового объекта? Какие установлены сроки «давности» для проведения внеплановых проверок в рамках исполнения поручений Президента и Правительства Российской Федерации?
- Кодификация законодательства о защите прав потребителей — каковы последствия для бизнеса?
- Как будут урегулироваться споры с участием он-лайн платформы? Свежий проект Федерального Закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров».
- Есть ли решение принять изменения в законодательство РФ, разрешающие коллективные иски по вопросам защиты прав потребителей?
- Создание системы оперативного разъяснения вопросов применения законодательства и унификации его применения региональными подразделениями — что для этого нужно?
- Какова практика дачи разъяснений Роспотребнадзором юридическим лицам по вопросам, отнесённым к компетенции службы?
- Какой может быть форма информирования потребителей о свойствах товара (печатные материалы, оборудование в торговых точках, информирование за пределами торговых точек)?
- Как на практике разграничиваются полномочия Роспотребнадзора и Банка России? Как разграничиваются полномочия Роспотребнадзора и уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (финансового омбудсмена)?
- Каковы перспективы унификации законодательства в области санитарно-эпидемиологического контроля (например, в части перечня объектов и критериев отнесения продукта к объектам, порядка осуществления контроля и выдачи заключений / отказных писем)?
- Процессуальные вопросы деятельности Роспотребнадзора. Планируется ли принятие процессуальных норм, регламентирующих порядок досудебного обжалования предписаний территориальных органов Роспотребнадзора в центральный аппарат Роспотребнадзора? Планируется ли принятие процессуальных норм, предусматривающих полномочия органов Роспотребнадзора возбуждать дела о защите прав потребителей (по аналогии с ФЗ № 135 «О защите конкуренции»)?
- Планируется ли установление обязательного претензионного порядка рассмотрения споров? Какова база для расчёта неустойки и пени? Можно ли будет привязать её к стоимости товара?
- Законодательное закрепление разделения ответственности юридических лиц, руководителей и должностных лиц организаций за различные нарушения. Как разрешить ситуацию, когда наказываются одновременно все вне зависимости от вины?
- Каковы планы по законодательному закреплению разделения ответственности продавца и изготовителя за недостатки товара?
- Разъяснение термина «угроза причинения вреда жизни или здоровью» как основания квалификации нарушений или применения наказаний.
- Как изменилось отношение Роспотребнадзора к проблеме необоснованных жалоб со стороны потребителей? Потребительский экстремизм и расширение прав продавца, как решение проблемы.
- На практике существует большое количество недобросовестных экспертиз качества товаров для целей возврата товаров по браку. Такие экспертизы содержат признаки недостоверности, а также цена на них зачастую завышена из-за того, что ее обязан будет компенсировать продавец покупателю. Например, джинсы стоят 4000 руб., экспертиза – 10000 руб. Какие меры планирует предпринимать Роспотребнадзор для противодействия таким незаконным действиям?
- Что нового в области унификации требований к товарам, работам и услугам в рамках ЕАЭС.
- С 1 июня 2018 года Роспотребнадзором реализуется проект добровольной маркировки пищевых продуктов «Светофор». Будут ли внедрятся аналогичные требования по маркировке к алкогольным напиткам в Российской Федерации. Каковы основные аргументы «за» и «против» таких инициатив? В чем будут заключаться трудности и риски для бизнеса?
- 10 июня 2019 года Правительство РФ опубликовало концепцию нового КоАП. Принимает ли Роспотребнадзор участие в работе по новому КоАП? Какие идеи им предлагаются? Какие обсуждаются спорные вопросы?
- 3 июня 2019 года Роспотребнадзор на официальном сайте опубликовал Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году», в котором, в частности, говорится о разработанных требованиях СанПин к условиям труда, организации производственных процессов и содержанию производственных объектов в Арктической зоне. Какие специальные условия будет необходимо прописывать работодателям, изъявившим желание работать в Арктической зоне, в трудовых договорах с работниками и в локальных актах, регулирующих трудовой процесс в указанной местности?
- Основные проблемы при разработке проекта санитарно-защитной зоны ( СЗЗ), при установлении и регистрации СЗЗ: а) отсутствие у Роспотребнадзора официального бланка на решение по установлению СЗЗ: б) отсутствие взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти при осуществлении внесения сведений о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости; в) необходимость пересмотра границ СЗЗ в связи с новым строительством или реконструкцией; г) законность требования территориального органа Роспотребнадзора о необходимости разработки нового проекта СЗЗ, пересмотра установленной СЗЗ, в соответствии с пунктами 2, 3 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 года № 222 в отношении объектов, применительно к которым до 4 августа 2018 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ или решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ или его заместителя была установлена окончательная СЗЗ.
- Роспотребнадзором подготовлен проект Федерального Закона, в котором определен перечень условий договоров, ущемляющих права потребителей, и перечень недобросовестных практик на потребительских рынках. Законопроект относит к недопустимым условиям договора с потребителем право продавца на одностороннее изменение условий обязательства, в том числе, условия о цене договора. Вместе с тем включение в отдельные виды договоров права продавца (поставщика услуги) на изменение цены обусловлено тем, что такие договоры заключаются на неопределенный срок, поэтому невозможно заранее предвидеть изменения конъюнктуры рынка услуг, а также изменений условий оказания отдельных услуг.
Одновременно ГК РФ допускает возможность одностороннего изменения отдельных видов таких договоров. Например, по договору вклада до востребования банки вправе изменять размер процентов, выплачиваемых на такие вклады (пункт 2 статьи 838 ГК РФ).
Считает ли Роспотребнадзор, что условия договоров, ущемляющих права потребителей, должны формироваться с учетом особенностей конкретного рынка товаров (работ и услуг)?
- Вопросы использования компаниями персональных данных клиентов находятся под пристальным вниманием Роспотребнадзора. В настоящее время установлен достаточно широкий перечень требований к получению согласия клиента с целью обработки его персональных данных. В ряде случаев Закон о персональных данных допускает обработку персональных данных без согласия клиента. Стоит ли в ближайшее время ждать новых изменений в законодательстве о защите персональных данных? Определите четкие критерии, когда обработка персональных данных допускается с согласия субъекта, а когда в общественном (публичном) интересе.
- Вопрос о порядке исполнения постановления главного государственного санитарного врача от 6 марта 2019 г. N 2 «О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории РФ». Распространяется ли данное постановление только на декретированную группу или на всех работодателей без исключения?
- Вправе ли Роспотребнадзор предписывать юридическому лицу обеспечить закупку вакцины против кори для проведения иммунизации работников с соблюдением «холодовой цепи» при транспортировании и хранении коревой вакцины?
- Постановление от 6 марта 2019 г. N 2 "О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации" предусматривает необходимость иностранным работникам проходить профилактические прививки против кори. Каковы последствия отказа иностранного работника от прививки от кори? Обязан ли работодатель его отстранить от работы при условии, что должность, которую занимает иностранный работник не входит в «Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок»? Распространяется ли на иностранных работников право отказа от прививки, установленное ч. 1 ст. 5 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"?
«Роспотребнадзор ждет от бизнеса добросовестного отношения, а не попыток противодействия существующим методам контроля и надзора» — круглый стол ОКЮР из цикла «Диалог с властью»
24 июля 2019 года Объединение Корпоративных Юристов (ОКЮР) совместно с Юридической фирмой «ЮСТ» провело в Федеральной палате адвокатов РФ круглый стол с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Эпиграфом к встрече прозвучала цитата Анны Поповой, Руководителя Роспотребнадзора — Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: «Мы должны вовремя реагировать на те угрозы, которые еще не наступили, но которые мы с уровнем наших знаний и интеллекта можем предотвратить».
Александра Нестеренко, президент ОКЮР, поприветствовав участников встречи, представила основного спикера, Олега Прусакова — начальника Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора, и поблагодарила Юридическую фирму «ЮСТ» за гостеприимство и помощь в организации круглого стола.
Олег Прусаков ответил на вопросы присутствовавших на встрече членов ОКЮР, затрагивающие актуальные аспекты осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в различных секторах потребительского рынка, а также отдельные направления государственной политики в этой сфере.
В частности, говоря об особенностях осуществления надзорных полномочий Роспотребнадзора на рынке финансовых услуг, на котором федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется с соблюдением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ № 294), были разъяснены правовые основания разграничения предмета и полномочий Роспотребнадзора и Центрального Банка Российской Федерации в области потребительского кредитования, имея в виду, что положения ФЗ № 294 не распространяются на банковский и страховой надзор, осуществляемый Банком России, который в свою очередь не подразумевает оценку договоров с потребителями, в том числе в части выявления в них условий, ущемляющих права потребителей.
Также был затронут вопрос разграничения функций Роспотребнадзора и Финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, который начал свою работу с 1 июля 2019 года. С этого времени стало обязательным предварительное рассмотрение Финансовым уполномоченным в досудебном порядке соответствующих претензий потребителей, касающихся споров со страховыми компаниями в сфере ОСАГО и КАСКО. С 28 ноября 2019 года все страховые споры будут решаться через Финансового уполномоченного. С 2021 года Финансовый уполномоченный будет также рассматривать споры с кредитными организациями.
Олег Прусаков коснулся практики организации и проведения проверок хозяйствующих субъектов, отметив отказ Роспотребнадзора от проведения плановых проверок в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, рассказал о первом опыте проведения такого контрольного мероприятия как контрольная закупка.
Участники круглого стола обсудили вопросы информирования потребителей о свойствах товара, ответственности продавца и изготовителя за его недостатки, продажи некондиционного товара и установление гарантийного срока товара.
Законодательство закрепляет право потребителя на получение информации о товаре в наглядной и доступной форме при заключении договора. Однако в законе не идет речи об обязательном предоставлении ее в бумажной форме. Возможно использование любых дополнительных методов информирования потребителей (в т.ч. на интернет-сайте), но только как дополнение к тем, которые обязательны в силу закона.
Спикер отметил, что закон о защите прав потребителей разрешает продажу товаров с недостатком (некондиционных товаров). Главное, чтобы этот недостаток был оговорен в договоре купли-продажи и информация на этот счет была доведена до сведения потребителя. При этом гарантийный срок устанавливает изготовитель, и, если он своим правом на установление гарантийного срока не воспользовался, вместо него право установить гарантийный срок имеет продавец. Если гарантийный срок установлен изготовителем, то продавец не вправе его уменьшить, но может увеличить.
Говоря о проведении проверок торговых объектов общественными объединениями потребителей, Олег Прусаков пояснил, что общественные объединения вправе проверять и истребовать информацию у хозяйствующего субъекта только в том объеме, в каком ее может истребовать сам потребитель. Общественные объединения не вправе требовать предоставления медицинских книжек, документов соответствия, сертификатов, деклараций или санитарно-эпидемиологических заключений.
Участники круглого стола также коснулись вопросов возбуждения дел об административных правонарушениях без проведения проверок. Как разъяснил Олег Прусаков, административное дело может быть возбуждено без проведения проверки, если все признаки состава правонарушения уже установлены. В качестве формального основания для возбуждения дела может расцениваться даже сообщение в СМИ.
Представители компаний — операторов связи обратили внимание на наличие актуальной проблемы в разграничении полномочий Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Согласно Положению о надзоре в сфере связи (Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 № 476) перечень оснований для проведения проверок Роскомнадзором частично пересекается с тем, что проверяет Роспотребнадзор (в частности, соблюдение хозяйствующим субъектом Правил оказания услуг связи). Олег Прусаков предложил сформулировать консолидированную позицию в виде оценки общей проблематики с предложением алгоритма решения, который можно было бы положить в основу переговоров с Роскомнадзором.
Участники встречи обсудили вопрос ограничения сроков действия поручений Правительства РФ, на основании которых проводятся проверки. Как ответил начальник управления ведомства, основанием для проведения проверки всегда является приказ надзорного органа, изданный во исполнение соответствующего поручения Правительства РФ. Сроки проведения проверок, в свою очередь, определяются данным приказом, с которым хозяйствующий субъект, в отношении которого проводится проверка, вправе ознакомиться.
По итогам встречи Александра Нестеренко поблагодарила всех за плодотворную и открытую беседу и выразила надежду на дальнейшее тесное сотрудничество ОКЮР и Роспотребнадзора в деле по поддержанию диалога между бизнесом и властью: «Полностью разделяю высказывание Олега Прусакова о том, что ответственное и добросовестное поведение бизнеса на потребительском рынке выгодно как компаниям, так и потребителям.
Юристы компаний-членов ОКЮР признательны Роспотребнадзору за эффективный и открытый диалог».